Сейчас энергетика безвозвратно «списывает» жалкие 66 млрд кубометров воды — всего 66 км³. Международное энергетическое агентство предупреждает: эта идиллия не будет долгой. Уже к 2035 году мировая энергетика поглотит 135 км³ (более чем двукратный рост за четверть века). Кто виноват?
Нет, это не гидроразрыв пласта (ГРП), которым мир обязан сланцевому газу и значительной части «обычных» нефти и газа. То есть туда вода тоже уходит, но лишь 14,9% потраченного энергетикой в 2010 году проходит по этой статье. А в 2035 году доля ненавидимого американскими зелёными ГРП упадёт до патетических 10,4%. Главным же водохлёбом сегодня является (и останется в обозримом будущем) уголь, который у нас почему-то часто связывают с XIX, а не с XXI веком. Как мы уже отмечали, именно уголь лежит в фундаменте как американской, так и китайской экономики (да и в мире на него приходится 41% генерации), так что 56,7% водопотребления современности — это его работа. И в 2035 году ситуация практически не изменится: угольная энергетика в Китае на подъёме, как и сама страна. Вредно? Да. Дёшево? Тоже да, по крайней мере в финансовом отношении.
Ещё интереснее ситуация с биотопливом. Оказывается, уже к 2010 году 17,9% воды в энергосекторе было потрачено на выращивание биотоплива, точнее, культур, из которых его производят. А через четверть века доля таких «зелёных» энергоносителей составит 30,4%. Наряду с угольным (70 км³ к 2035 году) именно биотопливо (41 км³ к 2035 году) станет главной причиной более чем удвоенного расхода воды для получения энергии.
Впрочем, сей оптимистичный сценарий (всего лишь удвоение с хвостиком) МЭА обещает только при сохранении текущих тенденций. А ведь есть опасения, что «тренды» в ближайшем будущем станут гораздо неприятнее. Да, потребление угля во всём мире за пределами США (где его ограничивает сланцевый газ) растёт. Но вместе с этим растёт и «экологичность» его потребления: новые технологии борьбы с тепловым загрязнением (правда, пока активно внедряемые только в США) дают меньшую температуру сбрасываемой воды, что защищает пресноводные экосистемы от теплового стресса. Вот только системы охлаждения добиваются этого более высокой температурой в градирнях, что приводит к резкому росту испаряемости воды, используемой для охлаждения.
Если мода на «продвинутый уголь» (Advanced Coal) выползет за пределы Соединенных Штатов, рост потребления воды мировой энергетикой, предупреждает агентство, будет куда бóльшим.
АЭС на этом фоне просто не смотрятся: они потребляют 5% от всей воды, поглощаемой энергосектором, и производят 13% «общей энергии». Поскольку в Европе и Японии их сокращают (даже во Франции президент-социалист теперь проводит ту же политику), то к 2035 году лишь 3% потребления придётся на мирный атом.
Особенно позитивно выглядят газовые ТЭС: 23% генерации и 2% водопотребления. Но тут беда с ценами на газ, и МЭА сомневается в том, что газ в обозримом будущем хотя бы догонит уголь по значимости.
Отметим, что прогнозы агентства заранее оговаривают: учесть возможные проблемы с артезианскими ресурсами пресной воды, которые могут пострадать при добыче нефти и газа из нетрадиционных источников (сланцев, битуминозных песков и так далее), пока нельзя, поэтому компаниям следует проявлять «максимальную осторожность» в своих действиях.
В 2010 году энергетика использовала 580 км³ воды (15% всего потребления человечества), но лишь 66 км³ испарилось, остальное же вернулось в водоёмы.
Печально, конечно, но не смертельно, фыркнет просвещённый читатель. Мол, эти 135 км³ — лишь вдвое больше текущего российского годового потребления пресной воды. Те же Штаты потребляют 477 км³ (втрое больше нашего и среднедушевых цифр). Так что все аппетиты энергетики вместе взятые вовсе не так уж значимы.
Увы, это не совсем так. Дело в том, что водопотребление энергетики вырастет там, где вырастет больше всего экономика, и это будут не Россия и США, в которых ресурсы возобновляемой пресной воды равны эпическим 4 500 км³ и 3 000 км³ в год соответственно, а КНР и Индия, где воды не хватает уже сейчас, а водопотребление, напротив, много выше. Эти страны беднее водой, чем США, а самое главное — там живёт огромное, колоссальное количество людей, во много раз больше, чем в двух упомянутых державах. Их совместные 4 700 км³ потребуются их 3-миллиардному+ населению уже к 2035 году, причём в первую очередь на прокорм. Эти два лидера мирового сельскохозяйственного производства тратят на выращивание пищи 68 и 85% расходуемой воды соответственно, и сократить эту прорву невозможно. В то время как на промышленность (включая потребление энергетики) уходит лишь 26 и 5%.
Кроме того, общие ресурсы пресной воды и общее количество пригодной для использования воды — цифры, различающиеся в несколько раз, а значит, водный дефицит в этих регионах Азии уже в ближайшем будущем может достичь ближневосточной остроты.
Источник: Компьюлента