Около 80% всей российской целлюлозно-бумажной продукции вырабатывают всего 17 предприятий. Именно они производят 4 млн тонн бумаги, картона и товарной целлюлозы в год. Техническое и экономическое состояние этих производств не вызывает у экспертов большого беспокойства. Зато 33 предприятия, относящиеся ко второй группе, производят 16% всей продукции (700 тыс. тонн), и их возможности уже не столь хороши.
Вообще на фоне других стран – производителей целлюлозно-бумажной продукции мы выглядим довольно скромно. Средний возраст оборудования на российских производствах составляет 40 лет, а средняя годовая мощность одного предприятия – 50 – 80 тыс. тонн продукции. Для сравнения: у Китая оборудование моложе на 30 – 35 лет, а производительность составляет 90 – 130 тыс. тонн в год. Такие сведения приводит Европейская конфедерация бумажной промышленности (Confederation of European paper industruies, CEPI). По прогнозам экспертов, существующая экспансия китайских и европейских производителей на российский рынок в ближайшее время будет только увеличиваться.
«Несмотря на то что российский рынок целлюлозно-бумажной продукции, с глобальной точки зрения, довольно мал, его подъем достоин внимания. Прогнозируемый рост спроса в три-четыре раза превышает средние по миру темпы», – говорит исполнительный вице-президент финской компании Poyry Management Consulting Петтери Пихлайамяки.
Рост произошел в том числе благодаря увеличению инвестиций в производство. Если в 2008 году вложения в основной капитал крупных и средних предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России составили более 4,5 млрд рублей, то уже в 2010 году эта сумма выросла в 6,7 раза. Примечательно, что в основном это собственные средства предприятий.
Иностранные инвесторы с небольшой охотой вкладываются в российскую целлюлозно-бумажную промышленность. Первый вице-президент РАО «Бумпром» Владимир Чуйко объясняет это высокой капиталоемкостью отрасли, длительными сроками окупаемости вложений, несовершенным лесным и инвестиционным законодательством и прочими рисками, связанными (в том числе) с ожиданием очередной волны кризиса.
В течение пяти-шести ближайших лет, то есть пока длится переходный период нашего вступления в ВТО, российскую целлюлозно-бумажную промышленность будут защищать действующие на территории Таможенного союза протекционистские ввозные пошлины. Но что будет потом?
Председатель комитета по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Тюрин предлагает следующую стратегию поведения в условиях ВТО: «Предприятиям необходимо вести мониторинг экспортных и внутренних цен в отрасли и предугадывать риски. А компаниям нужно готовиться защищать свои интересы и учиться, как это делать».
Активные действия, по мнению экспертов, должны предпринимать не только промышленники, но и российские власти. «Необходимо сформировать систему льготного кредитования технологического перевооружения, предоставить субсидии через регуляцию тарифов монополий – на электроэнергию и железнодорожные перевозки», – перечисляет Евгений Тюрин. Также властям, по его мнению, следует способствовать приобретению современных технологий (прежде всего экологически чистых), унифицировать технические и экологические регламенты производств и сформировать систему государственных гарантий.
Не стоит забывать, что жизнь промышленникам усложнит и ужесточающееся экологическое законодательство. Так, в течение ближайших 7 – 8 лет предприятия должны будут перейти на использование так называемых «наилучших достигнутых технологий» (сегодня только четверть оборудования, работающего в отрасли, соответствует современным требованиям). Соответствующий законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» проходит сейчас второе чтение в Госдуме.
Но несмотря на все проблемы российские промышленники не теряют оптимизма. «Для лесных отраслей промышленности прибыль от биоэнергии является сегодня сопоставимой по объему с прибылью от традиционных производств. Новые биохимикаты позволят создать продукты более высокой стоимости (пищевые добавки, косметические средства, лекарства, пленки, изолирующие материалы, биотопливо и т. д.). А из размолотых древесных волокон можно сделать все то, что в настоящее время производится из пластиков», – говорит Владимир Чуйко.
КСТАТИ
«Стратегия развития лесного комплекса России до 2020 года» планирует рост потребления бумаги и картона на душу населения к 2020 году до 100 кг (в 2007 году каждый россиянин потреблял 46 кг такой продукции). Сегодня Россия импортирует высококачественные мелованные сорта бумаги (именно на ней печатают глянцевые журналы) и картона: около 800 тыс. тонн в 2011 году против 662 тыс. тонн в 2010 году. Однако отечественные предприятия собираются составить конкуренцию импорту: Котласский ЦБК (Архангельская область) и Камский ЦБК (Пермский край) в 2013 году собираются запустить производство мелованной бумаги.
Источник: Ведомости