Решение об отзыве было принято правительственной подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию 24 октября (копия протокола заседания, утвержденного первым зампредом правительства Игорем Шуваловым, есть у «Ведомостей»). Заявка была отозвана российской стороной менее месяца назад, подтверждает представитель ЕЭК.
В протоколе отзыв объясняется «затягиванием решения» ЕЭК. В январе 2012 г. Россия предложила обнулить 20%-ные ввозные пошлины на электромобили до января 2013 г. с учетом ввода отечественных мощностей по производству таких машин, следует из документа. Правительство надеялось, что идея будет оперативно поддержана, но этого не произошло.
Предложение российской стороны выделить в отдельную позицию электромобили и обнулить на них пошлину на один год было технически не проработано, вопросы относительно таможенного администрирования и сроков изменения пошлины были не только у регулятора, но и у стран — участниц Таможенного союза, прежде всего у Белоруссии, говорит представитель ЕЭК. Решения по товарам, включенным в список чувствительных, ЕЭК принимает только при полном консенсусе сторон. Было проведено несколько заседаний, предложение России было доработано и согласовано ЕЭК и остальными сторонами с сохранением основных параметров (обнуление пошлины на год), но заявитель неожиданно отозвал заявку без проработки предложений, отмечает он.
«Мы считаем, что необходимо дать российским разработчикам электромобилей шанс, — пояснил “Ведомостям” замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. — Поэтому пока необходимо сохранить 20%-ную пошлину на ввоз иностранных электромобилей в Россию».
Такие наработки у отечественных автопроизводителей уже есть. В августе «АвтоВАЗ» представил на Московском автосалоне электромобиль El Lada, разработанный на базе Lada Kalina. Машина ценой около 1,2 млн руб. будет выпускаться мелкими сериями, говорил представитель компании. Инвестиции в проект составили 10 млн евро, пояснял глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Летом было подписано соглашение о поставке 100 электрокаров в Ставропольский край. Развиваются и проекты по выпуску в России электрических автобусов и грузовиков.
Пока в России продается лишь один полноценный электромобиль — Mitsubishi i-MiEV (стоит около 1,8 млн руб.). В 2013 г. к нему добавится Mitsubishi Outlander PHEV, говорит главный исполнительный директор «Рольф импорта» Андрей Панков. Но к 2015 г. «Рольф импорт» планирует предложить в России семь новых моделей легковых электромобилей Mitsubishi.
О желании продавать электрокары в России заявили также российская «Револьта» (специализируется на развитии сети электрозаправок), Renault (предоставила «Почте России» для тестирования несколько электромобилей). Но в большинстве своем автоконцерны осторожничают, сетуя на неразвитость инфраструктуры для электротранспорта в России, отсутствие мер господдержки для стимулирования этого рынка. Возможно, государство поддержит развитие зарядной инфраструктуры — планируется разработать федеральную программу, заявил в ноябре первый заместитель предправления ФСК Роман Бердников.
С осени 2011 г. «Рольф импортом» было ввезено в Россию более 100 электромобилей, говорит Панков, продано около 90 штук. «Российский рынок электромобилей только формируется, и сейчас рано делить автомобили на импортированные и произведенные в стране», — сказал Панков. Он надеется, что в 2013 г. российские власти вновь выйдут с предложением в ЕЭК об отмене ввозной пошлины на электромобили.
Источник: Ведомости