По данным нового отчета PwC «Фарма- 2020: от идеи к действию» (Pharma 2020: From vision to decision), значимые научно-технические достижения в совокупности с социальными и демографическими изменениями и растущим спросом на лекарственные препараты приведут к возрождению фармацевтической отрасли после 2020 года.
Международный фармацевтический рынок демонстрирует стабильный рост, при этом в 2011 году объем продаж достиг 1,08 триллиона долларов. Ежегодный прирост составил 7,8%. Рост в развитых странах оказался весьма незначительным. Совсем другая картина наблюдалась в быстроразвивающихся странах. Объем продаж в странах БРИК (Бразилия, Китай, Индия и Россия) вырос на 22,6%, а в других 13 развивающихся странах – на 7,2%. Спрос на лекарственные препараты на быстрорастущих рынках, на долю которых к 2020 году будет приходиться 33% мирового ВВП, вырастет к этому моменту более чем в два раза.
Прогнозируемые объемы продаж в России в 2020 году составят порядка 45,1 млрд. долларов, тогда как в 2011 году этот показатель был равен 20,7 млрд. долларов. Самый большой спрос на лекарственные препараты ожидается в Китае, где объем продаж в 2020 году, согласно прогнозам, будет находиться на уровне 175,8 млрд. долларов. Как ожидается, большая часть прогнозируемого роста объемов продаж в фармацевтической отрасли в течение следующего десятилетия будет приходиться на дженерики, а не на патентованную продукцию. Дополнительные расходы на приобретение дженериков в России в 2020 году составят 10,9 млрд. долларов, а на приобретение патентованной продукции – не превысят 3,9 млрд. долларов.
Одна из основных проблем, с которыми сталкивается фармацевтическая отрасль – это рост затрат на услуги здравоохранения. Расходы на здравоохранение в процентном отношении к ВВП растут во всех странах и по всем группам населения, независимо от уровня доходов, при этом наиболее значительный рост отмечается в развитых странах, на которые исторически приходилась основная доля доходов отрасли. Стороны, оплачивающие услуги здравоохранения, требуют более высоких результатов и вводят новые механизмы для оценки этих результатов в качестве непременного условия оплаты новых лекарственных препаратов.
В настоящее время свыше 85% бюджета отрасли здравоохранения в развитых странах идет на услуги в области здравоохранения и менее 15% – на лекарственные препараты. Поэтому, согласно оценкам PwC, если фармацевтическая отрасль сумеет добиться снижения расходов на дорогостоящие медицинские услуги и процедуры, то ее доля в общих расходах на здравоохранение в этих странах может вырасти до 20% к 2020 году.
В быстроразвивающихся странах расходы на лекарства растут намного быстрее, чем где бы то ни было. В совокупности, этот показатель может достигнуть 499 млрд. долларов в год к 2020 году против 205 млрд. долларов в 2011 году, так как экономический рост и улучшение доступа к услугам здравоохранения стимулируют рост спроса. Однако пациенты в быстроразвивающихся странах, как правило, вынуждены самостоятельно оплачивать большую часть затрат на услуги здравоохранения по сравнению с пациентами в развитых странах. И даже в странах блока БРИК, где отмечен самый высокий показатель роста, расходы на услуги здравоохранения на душу населения слишком низки для поддержки разработки и выпуска биопрепаратов, цена на которые составляет тысячи долларов.
По данным отчета, отрасли необходимо перераспределить свои расходы и вкладывать больше средств в научные исследования и разработки на раннем этапе, чтобы справиться с ростом затрат. Предстоит еще многое сделать для повышения производительности и окупаемости инвестиций в научные исследования и разработки. Большая часть продуктов, которые выйдут на рынок в ближайшие годы, уже находятся на стадии подготовки, однако их выпуск не синхронизирован со спросом и растущими ожиданиями сторон, оплачивающих медицинские услуги, учреждений сферы здравоохранения и пациентов.
Алина Лаврентьева, партнер, руководитель практики по работе с компаниями фармацевтической отрасли, PwC в России, комментирует ситуацию так: «Отрасль находится на перепутье. В развитых странах бюджеты сокращаются, и все заинтересованные стороны ищут действенные решения существующих проблем.
Фармацевтические компании должны уже сейчас приносить реальную пользу плательщикам медицинских услуг и пациентам, чтобы показать, на что они способны, и возродить доверие к отрасли. В быстроразвивающихся странах компании обязаны реагировать на растущие потребности населения со всей ответственностью, с учетом демографического и культурного многообразия».
Источник: Ремедиум