Вена-трансплантат являлась аллогенной, т.е. донорской, однако с помощью биоинженерии к ней были подсажены собственные стволовые клетки девочки. Подробное описание операции можно найти в журнале The Lancet.
Пациентка поступила в госпиталь с обструкцией воротной вены печени. Использование в качестве трансплантата пупочной вены девочки и другие способы спасения ее жизни, включая пересадку печени, врачам не подходили, так как потребовали бы длительной иммунносупрессивной терапии. В итоге врачи приняли решение о проведении операции, в ходе которой необходимо было организовать сообщение между верхней мезентериальной веной и левой ветвью воротной вены печени. В качестве шунта для сообщения этих вен был выбран 9-сантиметровый сегмент подвздошной вены донора. К этому сегменту были подсажены эндотелиальные и гладкомышечные клетки, выращенные из стволовых клеток костного мозга самой девочки.
Трансплантат мгновенно обеспечил девочке полноценный кровоток, подтвержденный измерениями во время операции и позже – ультразвуковым исследованием. Скорость кровотока в воротной вене составила 25-30 см/сек. На протяжении 9 месяцев после операции пациентка чувствовала себя хорошо. Однако спустя 1 год после операции кровоток замедлился. Обследование показало, что шунт оставался проходимым, однако был механически сдавлен брыжейкой ободочной кишки, и давление в воротной вене повысилось до 20 мм рт. ст. Последующая операция освободила трансплантат от сдавления, кровоток в нем возобновился, а давление снизилось до 13 мм рт ст. С восстановлением печеночного кровотока у девочки заметно улучшилось физическое и психическое развитие. В настоящее время пациентка не принимает никаких иммунносупрессивных препаратов и при этом у нее не отмечено образования никаких антител к трансплантату.
Обструкция воротной вены печени – крайне опасное состояние, угрожающее жизни пациентов. Оно приводит к варикозному расширению прилегающих вен и повышает риск кровотечения из них, в том числе, из верхних отделов желудочно-кишечного тракта.
Источник: Ремедиум