Материал подготовлен на основе обновленного отчета серии Гибкая упаковка: Российский рынок стретч-пленки в 2007-2010 годах компании Abercade.
До 2008 года рост потребления стретч-пленки в России составлял около 15% в год, что более чем в 2 раза превышало европейские показатели. Рост рынка стретч-пленки происходил преимущественно за счет развития новых производств, модернизации существующих и роста потребления пленки у уже существующих клиентов. В первую очередь это касалось быстро развивающихся предприятий пищевой промышленности и связанных с ней отраслей.
До кризиса замещения термоусадочной пленки стретчем в значительных масштабах не замечалось. Это было связано с тем, что из-за дешевизны отечественного сырья термоусадочная пленка стоит в 1,5 раза дешевле, чем стретч, сырье для которой в России начало производиться только в 2009 году. Хотя, несмотря на более высокую цену, использование стретч-пленки, за счет меньшего расхода материала, дает экономию до 30% в сравнении с термоусадочной пленкой.
В 2008 году рынок стретч-плёнки достиг стадии насыщения, внутреннее производство и импорт достигли своего максимума, а некоторые российские производители начали искать каналы выхода на рынки прилегающих государств, прежде всего Казахстана. 2009 год стал достаточно тяжелым для российских производителей. Зависимость от импортных поставок сырья привела к тому, что после девальвации рубля ввоз в Россию готовых стретч-плёнок стал более выгодным чем их производство. Это привело к тому, что впервые за последние годы, в 2009 году объём производства стретч-плёнок на территории Российской Федерации сократился, в то время как импорт готовых плёнок значительно увеличился.
Ситуацию изменил тот факт, что впервые некоторые российские нефтехимические компании начали промышленный выпуск сырья для производства стретч-плёнок. Благодаря этому российские производители смогли снизить стоимость своих плёнок.
Важным фактором, оказавшим влияние на рынок, стал приход новых покупателей. Экономический кризис, заставивший многих производителей искать пути снижения издержек, вынуждает их отказываться от традиционных видов упаковки в пользу стретч-плёнки. Благодаря этому, не смотря на то, что общий объём рынка полимерных плёнок в 2009 году сократился почти на 16%, сокращение рынка стретч-плёнок составило 1,5%. В 2010 году эта тенденция не только не исчезла, но и усилилась, в результате чего российский рынок стретч-плёнки увеличился на 12,2%, практически достигнув докризисных параметров роста.
Подтверждением высокого потенциала рынка может стать тот факт, что о намерениях наладить выпуск стретч-плёнок заявили сразу несколько крупных производителей полимерных упаковочных материалов. Например ООО «БИАКСПЛЕН НК» установило две поливные соэкструзионные линии австрийской компании «SML Maschinenges, GmbH» по выпуску пятислойной стретч-пленки, производительностью 9600 тонн/год, и трехслойной упаковочной CPP-пленки, производительностью 6400 тонн/год. В 2011 году компания планирует запустить производство на полную мощность. Кроме того, компания «Регент-Стретч» в октябре 2011-го года планирует запустить 5-ю линию по производству стретч-пленки методом плоскощелевой экструзии мощностью 10 000 тонн/год.
Таким образом, в 2011 году объём производства стретч-плёнок в России может увеличиться сразу на 15 – 20%, что, скорее всего, приведёт к стабилизации или сокращению объёмов импортных поставок. Суммарный объём рынка стретч-плёнок в 2011 году может достигнуть 175 – 180 тыс. тонн.
Источник: Abercade