Рынок гибкой упаковки в России до последнего времени был одним из самых быстрорастущих. Развитие производства, приход импортных производителей, постепенный переход на западные стандарты упаковки и транспортировки диктовали необходимость использования новых материалов, в том числе и таких как стретч-пленка.
До 2008 года рост потребления стретч-пленки в России составлял около 15% в год, что более чем в 2 раза превышало европейские показатели.
В России рост рынка стретч-пленки происходил преимущественно за счет развития новых производств, модернизации существующих и роста потребления пленки у уже существующих клиентов. В первую очередь это касалось быстро развивающихся предприятий пищевой промышленности и связанных с ней отраслей.
* Справка. В 2009 году в России было произведено порядка 100 тыс. тонн стретч-пленок. Объем импорта в этом же году составил около 38,8 тыс. тонн, экспорта - 320 тонн (данные Abercade).
До кризиса замещения термоусадочной пленки стретчем в значительных масштабах не замечалось. Это было связано с тем, что из-за дешевизны отечественного сырья термоусадочная пленка стоит в 1,5 раза дешевле, чем стретч, сырье для которой в России начало производиться только в 2009 году. Хотя, несмотря на более высокую цену, использование стретч-пленки, за счет меньшего расхода материала, дает экономию до 30% в сравнении с термоусадочной пленкой.
Тем не менее, после того, как в 2008 году рынок стретч-плёнки достиг стадии насыщения, внутреннее производство и импорт достигли своего максимума, а некоторые российские производители начали искать каналы выхода на рынки прилегающих государств, прежде всего Казахстана, 2009 год стал достаточно тяж
елым для российских производителей. Зависимость от импортных поставок сырья привела к тому, что после девальвации рубля ввоз в Россию готовых стретч-плёнок стал более выгодным чем их производство. Это привело к тому, что впервые за последние годы, в 2009 году объём производства стретч-плёнок на территории Российской Федерации сократился, в то время как импорт готовых плёнок значительно увеличился.
Ситуацию может изменить тот факт, что впервые некоторые российские нефтехимические компании начали промышленный выпуск сырья для производства стретч-плёнок. В случае если качество этого сырья позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, российские производители смогут существенно снизить стоимость своих стретч-плёнок.
Важным фактором, оказавшим влияние на рынок, стал приход новых покупателей. Экономический кризис, заставивший многих производителей искать пути снижения издержек, вынуждает их отказываться от традиционных видов упаковки в пользу стретч-плёнки. Благодаря этому, несмотря на то, что общий объём рынка полимерных плёнок в 2009 году сократился почти на 16%, сокращение рынка стретч-плёнок составило «только» 1,5%.
Материал подготовлен на основе готового исследования компании Abercade Обзор российского рынка стретч-пленок в 2007-2009 годах. Ознакомиться с содержанием других исследований серии "Гибкая упаковка" можно в разделе Тара и упаковка - Маркетинговые отчеты.
Источник: Abercade