Отраслевые новости

Прислать новость

В Беларуси с импортеров будут брать деньги за упаковку

Правительство Беларуси устанавливает на пути зарубежной продукции все новые ограничительные меры, которые могут затронуть еще более широкий круг импортеров. В частности, с них планируется брать деньги за потенциальный мусор — упаковку.

В феврале текущего года правительство приняло резонансное постановление № 240/5, согласно которому были установлены ограничения на импорт в страну широкого перечня товаров. «Черный» список товаров, импорт которых теперь в страну ограничен, занимает 22 страницы и, по данным Naviny.by, правительство рассматривает решение о его расширении. Обоснованием этому является сохраняющийся высокий спрос на валюту на внутреннем рынке.
После принятия постановления № 240/5 импортеры нашли способ, который бы позволил ввозить в страну заграничный товар. Один из вариантов — разбивать внешнеторговые контракты по 50 тыс. евро.

Дело в том, что постановление № 240/5 запрещает покупать инвалюту только под импорт товаров, стоимость которого превышает 50 тыс. евро. Соответственно, если стоимостный порог импортируемых товаров, включенных в «черный» список, не превышает 50 тыс. евро, то покупать валюту под такие внешнеторговые контракты можно.

Однако правительство может лишить импортеров и этой возможности. Как сообщил Naviny.by информированный источник, в настоящее время предлагается значительно снизить сумму внешнеторгового контракта, под который импортеры будут вправе покупать иностранную валюту на внутреннем рынке.

До выяснения ситуации на валютном рынке ряд импортеров, например, Samsung, Canon, Хеrox и HP, приняли решение повысить стоимость своей продукции, заложив в цену валютные риски, а LG вовсе не планирует новых поставок своей продукции.

В это время правительством рассматривается вопрос об оплате поставщиками импортной продукции в бумажной, стеклянной и другой таре расходов за сбор и переработку бытовых отходов в качестве экономической меры повышения эффективности сбора и переработки вторресурсов.

Данная идея прорабатывается еще с прошлого года. Как пояснил Naviny.by сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, в Беларуси отменен экологический налог, который платили предприятия, выпускавшие продукцию в различных видах тары. Налог был дотацией для сборщиков и переработчиков вторсырья. Теперь нет ни налога, ни дотаций.

«Это значит, что себестоимость заготовки и переработки вторичных ресурсов выше цены продукции, которая получается в результате переработки, что делает невыгодным ее последующую реализацию. Поэтому нужно в разумных пределах доплатить переработчикам, чтобы они были заинтересованы заниматься сбором отходов», — подчеркнул Виктор Маргелов.

Пока Минэкономики и Минторг пытаются законодательно закрепить свои идеи по уплате предприятиями денег за переработку, бизнес-сообщество решило подойти к этой проблеме с другой стороны — создать саморегулируемую ассоциацию сборщиков и переработчиков вторсырья.

«В ЕС приняты нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми производитель должен заплатить сборщику отходов определенную сумму. У нас, по их стандартам, такого переработчика нет, и им некому платить.
 Планируется, что ассоциация и станет такой структурой. С каждой бумажной упаковки по 5-10 евроцентов — а в итоге получается внушительная сумма. При грамотном подходе с иностранных компаний можно получить сотни тысяч евро», — констатирует эксперт.

Если идея будет реализована, это позволит решить вопрос об эффективном использовании средств, считает Виктор Мареглов.

«Как выяснилось, дотации, которые направлялись на сбор и переработку отходов, использовались неэффективно. Ведь можно собрать, например, и 100 млн. долларов, а на переработку направить только десятую часть. Все остальное — на управленческий аппарат. Поэтому к вопросу финансирования надо подходить с коммерческой точки зрения. Но не забывать при этом и о соблюдении баланса интересов всех участников рынка. Сколько с кого собрать, кому и сколько дать и сколько направить на развитие отрасли. Иначе этот рынок не получит саморегулирования».

Руководитель юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля соглашается, что баланс интересов необходимо соблюсти.

«Сегодня мы наблюдаем перетягивание одеяла на себя между производителями, сборщиками вторсырья и переработчиками. Производители, например, сопротивляются планируемым нововведениям, потому что на них теоретически ляжет обязанность платить за 100% выпускаемой тары. Это в интересах, например, переработчиков, но нельзя создать привилегии только одному участнику рынка».

В 2010 году организации различных форм собственности заготовили 874,6 тыс. тонн новых видов вторичных материальных ресурсов, что на 18,3% больше показателя 2009 года.

Так, отходов бумаги и картона было заготовлено 225,8 тыс. тонн (+11% к 2009 г.) полимерных отходов — 30,9 тыс. тонн (+60,9%), отходов стекла — 48,9 тыс. тонн (+30,7%), изношенных шин — 22,8 тыс. тонн (+37,3%).
Однако уровень переработки вторресурсов колеблется в пределах 15%, в то время как в ряде стран Европы он достиг 70-95%. Одна из причин — дефицит необходимых условий и технологий для переработки.

Например, в 2010 году заготовительными организациями собрано 48,9 тыс. тонн отходов стекла, что на 30,7% больше по сравнению с 2009 годом. Однако установленное госпрограммой задание по сбору стеклобоя (60 тыс. тонн) не выполнено. Основной причиной невыполнения явилось отсутствие в стране возможности сортировки стеклобоя по цветам и очистки от посторонних примесей.

Кроме того, слабая эффективность переработки вторсырья связана, по мнению экспертов, с высокими издержками, которые несет бизнес, потребительским безразличием к ценности вторсырья, отсутствием качественной системы раздельного сбора отходов. В результате большие объемы вторресурсов просто закапывается в землю.

В 2010 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выявило более тысячи случаев захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах и мини-полигонах твердых коммунальных отходов. По результатам обследования более 15 тыс. объектов, где размещаются отходы, было составлено более 1200 протоков, наложено штрафов более чем на 28 млн. рублей. А ведь собственниками полигонов применялись повышенные ставки экологического налога для вторсырья, которые в 634 раза превышали ставку захоронения опасных отходов и составляли более 6 млн. рублей за тонну.

Государство пытается стимулировать развитие этого бизнеса за счет экономических рычагов. Так, прежний премьер-министр Сергей Сидорский предлагал выплачивать населению компенсацию за утилизацию старой бытовой техники для приобретения новой.

Также правительство пытается создать соответствующую инфраструктуру для переработки отходов. Так, в ряде городов Беларуси строятся заводы по переработке твердых бытовых отходов, в том числе за счет иностранных инвестиций. К концу текущего года в Минске планируется построить завод по сортировке стеклобоя, продукция которого пойдет на экспорт. Стоимость проекта — 25 млрд. рублей.

Ожидается, что до 15 апреля будут подготовлены и проекты нормативно-правовых документов, направленные на качественное изменение ситуации. Напомним, что к 2015 году Беларусь планирует увеличить уровень переработки вторсырья до 70-80%.

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*