Материал подготовлен на основе исследования компании Abercade Обзор российского рынка этикеточной бумаги в 2007-2010 годах.
В современной упаковочной отрасли можно выделить три основных области применения этикеточных бумаг:
• алкогольные и безалкогольные напитки;
• кондитерские изделия и сигареты (объединены в один блок, так как используются приблизительно одинаковые бумаги);
• прочие пищевые (соленья, сгущенка) и непищевые (краски, лаки) товары.
В фармацевтике применяются разнообразные самоклеящиеся этикетки, пришедшие на смену бумажным ярлычкам. Спектр самоклеящихся бумаг, применяемых в фармацевтической промышленности огромен, но, по мнению специалистов, самой универсальной является Raflacoat, из серии бумаг Raflatac.
Доля этикеточных бумаг внутри бумажного рынка относительно мала. Тем не менее, для этого специального сегмента требуется широкий ассортимент сортов бумаг с различными свойствами. Качество этикеточной бумаги должно гарантировать не только высокий уровень печати офсетным или глубоким способом, но и обеспечивать ее пригодность к лакированию, бронзированию и тиснению фольгой.
В российском производстве этикеточной бумаги преобладает производство невлагостойкой бумаги предназначенной для применения в упаковке сухих продуктов - консервов, шоколада, мягких сигаретных пачек. При этом можно назвать всего два производителя – Архангельский ЦБК и Серпуховская БФ.
«В России не делают мелованную бумагу, которая используется в производстве этикеток», - говорит глава пресс-службы «Северо-западной лесопромышленной компании» Юрий Мурашко.- «У наших производителей нет соответствующего оборудования». По словам главного аналитика РАО «Бумпром» Виктора Логинова, в России мелованную бумагу не производят «исторически»: «В советские времена считалось, что в России логичнее делать из леса целлюлозу и везти ее в союзные республики для дальнейшей обработки. Таким образом, мощности по производству мелованной бумаги остались на Украине и в Прибалтике, а у нас такого производства нет».
Российский спрос на этикеточную бумагу удовлетворяется за счет импорта. В 2010 году будет импортировано порядка 53,5 тыс. тонн этикеточной бумаги, что составит около 74,4% от общего объёма рынка. Рынок этикеточной бумаги в России по-своему уникален, так как это рынок оптовиков. В Европе, например, подобного явления не существует.
Для этикеток на ПЭТ-тару используются влагостойкие бумаги – Kaubillprint, Masterchrome, Masterlux, Chromolux, и легковлагостойкие, такие как Jamsa Coat (новое название LabelCoat), Sinarlux. Часто используется бумага с тиснением «лен». Хорошо зарекомендовали себя бумаги, выпускаемые немецкой фабрикой Salach Papier (Salafix 100/200/300), входящей в состав концерна Ahlstrom.
Основными российскими поставщиками этикеточных бумаг являются крупные бумажные оптовики, поставляющие этикеточную бумагу, изготовленную, в основном, на европейских фабриках. Это, прежде всего, члены Содружества Бумажных оптовиков: компания «Александр Браун», «Регент», «Дубль В», «Комус». Наиболее известные европейские фабрики и концерны – это Ahlstrom Paper Group, UPM-Kymmene, Torraspapel, Sappi, Stora Enso, M-Real. Среди производителей самоклеющихся материалов можно выделить Avery Dennison, UPM Raflatac и Arconvert.
Популярность какой-либо этикеточной бумаги для типографии определяется техническим заданием от конечного потребителя. А для него, в свою очередь, большую роль играет дизайн продукта. Если несколько лет назад не все типографии могли качественно печатать на любой этикеточной бумаге, то сейчас таких типографий большинство. Все, кто специализируется на печати этикеток и послепечатной обработке, знают, что в печати бумага ведет себя примерно одинаково. Вот при дальнейшем использовании на промышленных линиях уже играют важную роль такие свойства, как гладкость оборота, жесткость бумаги, как бумага ведет себя на высокоскоростных этикетировочных линиях и т д. Ну и конечно, немаловажный вопрос для типографии – цена бумаги.
Что касается тенденций рынка, то особенностью развития алкогольного рынка в 2009 – 2010 г.г. является уменьшение потребления вина и пива и в то же время рост потребления водки. Соответственно, можно предположить уменьшение потребления красивых фактурных бумаг для винных этикеток и увеличение на рынке высокоглянцевых бумаг для водочных этикеток.
Кроме того, в последние годы наметился переход от традиционной бумажной этикетки на более современные виды: фольгу, плёнку, а так же печать непосредственно на упаковке или бутылке, что ведёт к замедлению роста рынка этикеточной бумаги.
Источник: Abercade