Разработана методика обнаружения раковой ДНК в образцах крови

Исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США) расшифровали геном клеток рака молочной железы и толстой кишки и определили набор генетических изменений, отличающих их от здоровых клеток.

Удаление злокачественной опухоли облегчает жизнь пациента, но отнюдь не исключает повторения операций в будущем. Остающиеся в организме раковые клетки часто обнаруживают некоторые специфические хромосомные «перестроения», нехарактерные для обычных клеток: так, в случае хронического миелолейкоза практически всегда происходит смена частей хромосом 9 и 22. Однако обнаружить при рассмотрении клеток так называемых солидных (имеющих определенную локализацию) опухолей аналогичные нарушения, вероятность появления которых была бы довольно высока, до сих пор не удавалось.

Изменения содержания раковой ДНК в крови ракового больного

Авторы работы взяли у шести людей образцы клеток рака молочной железы и толстой кишки и расшифровали их геномы. Как сообщается, у всех шести опухолей были обнаружены как минимум по четыре уникальных хромосомных перестроения, а максимальное их число достигло 15.

Затем ученые показали, что с использованием распространенной технологии увеличения концентрации ДНК в пробе — полимеразной цепной реакции — следы раковой ДНК можно обнаружить в образцах крови. Эффективность методики была продемонстрирована в ходе лечения одного из пациентов с опухолью толстой кишки: регистрируя концентрацию раковой ДНК в крови, исследователи отметили, что она снизилась в течение нескольких часов после операции, повысилась через пару недель, а затем вновь упала после проведения химиотерапии и очередной операции. Такие наблюдения позволят онкологам сравнивать различные методы лечения по эффективности воздействия на опухоль.

По словам авторов, разработанная ими индивидуализированная методика предлагает гораздо более высокий уровень чувствительности, чем традиционные технологии. «Кроме того, шанс ошибиться и обнаружить раковые клетки, которых на самом деле нет, сводится к минимуму», — говорит участник исследования Виктор Велкулеску (Victor Velculescu). К сожалению, технология пока слишком затратна: на расшифровку генома в каждом из шести случаев тратится по 5 тысяч долларов. Ученые надеются на постепенное снижение стоимости секвенирования и отмечают, что при исследовании по известному методу компьютерной томографии на одного пациента также уходит весьма значительная сумма — 1 500 долларов.

Источник: Компьюлента