
Существует около полутысячи видов конических улиток, каждый вид может вырабатывать от 50 до 200 различных конотоксинов (conotoxins). Сравнимое количество белковых токсинов вырабатывают змеи, пауки, морские анемоны, скорпионы и другие ядовитые животные, которые используют нейротоксины, чтобы парализовать свою жертву.
По оценкам, существует около 100000 нейротоксинов. В последнее время эти соединения привлекают к себе пристальное внимание ученых – различные нейротоксины могут связываться с различными типами ионных каналов, рецепторов и других молекул сигнальной системы, что позволяет охарактеризовать их физиологическую функцию.
Исследования такого рода могут оказаться полезными для изучения ряда заболеваний, и, в конечном итоге, найти способы блокировки гиперактивных ионных каналов. Например, полученный на основе яда конической улитки препарат зиконотид (Ziconotide) используется в клинической практике для лечения хронического болевого синдрома.
Исследователи из группы Ибанес-Таллон сосредоточили свою работу на изучении двух ионных каналов мембраны нейронов, которые могут быть активированы с помощью электричества. После активации они могут способствовать поступлению ионов кальция в нейрон, в качестве ответа на которые клетка высвобождает нейротрансмиттеры, передающие сигнал на очередной нейрон.
В последнее десятилетие растворимые в воде нейротоксины существенно помогли исследователям в изучении ионных каналов и рецепторов благодаря своей способности к селективному связыванию и ингибированию этих каналов, однако активность таких нейротоксинов не всегда специфична.
Группа из MDC применяли в качестве средства доставки токсинов улиток или пауков непосредственно к нейронам лентивирусы (lentiviruse), это позволило добиться направленного и длительного связывания токсинов к определенному кальциевому каналу в клеточной культуре.