Приблизительно 10 процентов электричества в Соединенных Штатах производится из топлива от демонтированных ядерных бомб, включая российские.
Это великолепный и легкий источник энергии, говорит аналитик банка Ренессанс Капитал и эксперт в области российской атомной промышленности Марина Алексеенкова. Атомная отрасль получает прибыль от заключенных после окончания холодной войны соглашений, пишет газета "The New York Times".
Но если в ближайшее время не будет обеспечено получение необходимого количества оружейного урана, это затронет потребителей, а также некоторые американские коммунальные предприятия и их российских поставщиков.
Коммунальные предприятия, управляющие 104 американскими ядерными реакторами, испытывают беспокойство из-за попыток президента Обамы заключить новое соглашение по сокращению вооружений. За прошлые два десятилетия ядерное разоружение стало неотъемлемой частью электроэнергетической промышленности, о чем большинству американцев мало известно.
Материал бомб теперь производит приблизительно 10 процентов электричества в Соединенных Штатах. Для сравнения, гидроэнергетика вырабатывает приблизительно 6 процентов, а солнечная, биомасса, ветер и геотермическая энергетика вместе составляют 3 процента.
Коммунальные предприятия не испытывают желания предавать гласности российские поставки бомб из страха отпугнуть потребителей: топливо от ракет, которые, возможно, были когда-то нацелены на их дома, теперь используется для освещения.
Время от времени переработанные советские заряды от бомб составляли большую часть американского рынка низкообогащенного урана. Сегодня материал из российских бомб составляет 45 процентов топлива в американских ядерных реакторах, в то время как из американских бомб – только 5 процентов, согласно данным торговой ассоциации промышленности Института ядерной энергии в Вашингтоне.
Соглашения в конце холодной войны привели к списанию тысяч боеголовок. Их богатые энергией заряды преобразованы в гражданское реакторное топливо.
В Соединенных Штатах эти соглашения изображаются как договоры о нераспространении ядерного оружия.
Программа демонтажа и переработки урановых стержней со списанных российских боеголовок, называемая «Мегатонны в мегаватты» заканчивается в 2013 году, и представители промышленности сейчас пытаются представить ее как альтернативу работающим на угле электростанциям, которые выбрасывают парниковые газы.
Коммунальные предприятия озабочены поиском замены заранее, потому что атомные электростанции закупают топливо на три-пять лет вперед.
Потенциальный новый источник – это те боеголовки, которые станут лишними, если Соединенные Штаты и Россия договорятся о новых сокращениях и продлят стратегическое соглашение о сокращении оружия, срок действия которого истекает 5 декабря.
Эти переговоры идут в основном вокруг числа размещенных боеголовок и средств их транспортировки. Нет никакого требования о том, чтобы ядерные стержни из бомб были уничтожены. Об этом договариваются отдельно.
Для промышленности это означает, что теперь, как и в прошлом, не будет прямой корреляции между числом списанных боеголовок и количеством высокообогащенного урана или плутония, также используемого в оружии, которые будут объявлены обеими сторонами излишками.
У Соединенных Штатов сейчас приблизительно 2 200 ядерных боеголовок, у русских - 2 800.
Летом этого года во время встречи с Бараком Обамой президент России Дмитрий Медведев вновь подтвердил, что Россия будет придерживаться обязательств, взятых на себя в 2000 году избавиться от плутония в боеголовках. Также обе страны планируют превратить его в топливо для реакторов.
Американский дипломат и чиновник федерального ядерного агентства в Вашингтоне подтвердили отдельно друг от друга, что обе страны спокойно договариваются о другом соглашении - о продолжении переработки российского высокообогащенного урана после истечения срока действия соглашения «Мегатонны в мегаватты» и использовании некоторой части или всего материала из боеголовок, которые будут списаны из арсенала.
Правительственные чиновники не получили разрешение публично обсуждать эти действия.
Преемником программы «Мегатонны в мегаватты» станет соглашение, известное в промышленности как HEU-2, что означает «Высокообогащенный уран-2» (High Enriched Uranium-2), и компании поддерживают его, по словам президента и владельца фирмы Ux Consulting Джеффа Комбса (Jeff Combs), занимающейся мониторингом цен на ядерное топливо.
«Вы можете рассматривать его как несколько очень больших урановых рудников», - сказал он, имея в виду расщепляющиеся материалы, которые станут доступными в результате этой программы.
Американские реакторы не закроются, если это сделка сорвется; коммунальные предприятия могут обратиться к коммерческому импорту, что обойдется, по всей вероятности, намного дороже.
Обогащение природного урана обходится более дорого, чем переработка высокообогащенного урана до уровня ядерного топлива.
Чтобы сделать топливо для производящих электричество реакторов, уран обогащается до менее чем 5% изотопа урана-235. Чтобы сделать оружие, нужно обогатить уран-235 до 90%.
Корпорация The United States Enrichment Company, частная компания, отделившаяся от министерства энергетики в 1990-х годах, определена в соглашении как агент по вопросам импорта из России. Она, в свою очередь, продает уран коммунальным компаниям по рыночным ценам, что возмутило русских.
Корпорация The United States Enrichment Company, частная компания, отделившаяся от министерства энергетики в 1990-х годах, определена в соглашении как агент по вопросам импорта из России. Она, в свою очередь, продает уран коммунальным компаниям по рыночным ценам, что возмутило русских.
С момента начала действия соглашения «Мегатонны в мегаватты» такие американские коммунальные предприятия, управляющие атомными электростанциями, как Pacific & Electric или Constellation Energy, получали прибыль, так как изобилие топлива на рынке значительно уменьшало конечную цену, и, таким образом, получалась экономия средств, которые в конечном счете направлялись потребителям и акционерам.
Ядерные гиганты промышленности, такие, как французская компания Areva, американская United States Enrichment Corporation и еще одна американская компания Nuclear Fuel Services, а также российская государственная ядерная корпорация «Росатом», глубоко вовлечены в рециркуляцию оружейных материалов, и будут нуждаться в новых поставках, чтобы продолжить эту часть их бизнеса.
В Соединенных Штатах внутренние программы рециркуляции оружия меньше по своим масштабам и не смогут стать заменой для программы «Мегатонны в мегаватты».
Компания Nuclear Fuel Services в городе Эрвине, штат Теннеси в 2005 году начала проводить работы по разбавлению урана, используя те 217 тонн, которые были объявлены правительством лишними; всего уже переработано 125 тонн. Это ядерное топливо используется на атомной электростанции Tennesse Valley Authority plant.
Американская программа рециркуляции плутония идет полным ходом на строящейся фабрике на территории компании Energy Department’s Savannah River в штате Южная Каролина. Здесь будут демонтироваться американские боеголовки из американских арсеналов, а топливо из плутония под названием смешанное оксидное ядерное топливо (mixed-oxide) появится на рынке в 2017 году.
Всего будет переработано 34 тонны ядерных материалов, чего будет достаточно для снабжения электричеством миллиона американских домов в течение 50 лет.
Источник: EnergyLand.info