В сегменте стеклобанок нужды потребителей превосходят производственные возможности, ввиду чего в отрасли возникает сильный дефицит. В то же время в сегменте стеклобутылок дефицит уже можно считать уходящим явлением - в 2007-2008 гг. объемы производства в натуральном выражении превзошли объемы потребления, а объемы экспорта - объемы импорта.
Структура производства стеклотары по разделению «банки/бутылки» за последние 6-7 лет изменилась достаточно сильно. С 2001 года неизменно уменьшалась доля банок - она сократилась с 12,4% в 2005 году до 11% в 2008 году.
Темпы роста в производстве бутылок были более заметными - за период с 2005 по 2008 год оно увеличилось примерно на 68,7% со средним темпом прироста (GAGR) около 22,9% .
Темпы роста в производстве бутылок были более заметными - за период с 2005 по 2008 год оно увеличилось примерно на 68,7% со средним темпом прироста (GAGR) около 22,9% .
Объем производства банок с 2005 по 2008 год вырос на 47,8%, средний темп прироста (GAGR) составил около 15,9%.
В целом для рынка стеклотары сезонность нехарактерна, но на рынке стеклобанок прослеживается четкая тенденция: как производство, так и потребление достигают своего пика в конце лета - первой половине осени, а затем переживают спад, достигающий критической точки в конце весны. По оценкам экспертов, в результате неблагоприятных экономических условий, рост потребления стеклотарной продукции может значительно замедлиться либо вообще стабилизироваться.
В настоящее время производством тарного стекла для пищевой промышленности в России занимаются свыше 60 предприятий. При этом территориальное распределение производственных мощностей по выпуску тарного стекла для пищевой промышленности в России очень неравномерно. Основной объем производства бутылок (более 50%) в России приходится на Центральный федеральный округ, где расположены, как крупные производители данного вида продукции, так и крупные ее потребители. Крупнейшим региональным производителем стеклянной консервной тары является Южный федеральный округ. На долю предприятий, расположенных в данном регионе приходится около 59,2% российского выпуска данной продукции. В то же время, следует отметить, что восточнее Урала в настоящее время практически не осуществляется выпуск тары из стекла.
На сегодняшний день в РФ среднее потребление продуктов питания в стеклянной таре составляет примерно 85 штук на человека в год, тогда как в европейских странах колеблется от 200 до 600 штук. Потенциал роста рынка, на наш взгляд, достаточно велик.
Исследовательская компания Abercade представляет новый обзор рынка стеклобанки в 2005-2008. С содержанием обзора можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта.