В Беларуси будет создана собственная технология маркировки и штриховой идентификации продукции. Это ускорит получение всей необходимой информации о произведенном товаре и позволит отечественной продукции успешнее продвигаться на внешних рынках.
Совместно реализовывать новую технологическую инициативу намерены ведущий отечественный производитель упаковок для колбасных изделий СП ЗАО «Биган» и НИРУП «Центр систем идентификации» Национальной академии наук.
В результате реализации данной инициативы в Беларуси впервые будет создана технология маркировки и штриховой идентификации продукции, которая соответствует стандартам международной системы автоматической идентификации GS1 и последним директивам Евросоюза.
«Система идентификации, действующая в Беларуси, должна быть усовершенствована, — заявил «Белорусским новостям» технический директор НИРУП «Центр систем идентификации» Геннадий Волнистый. — Мы должны реализовать проект, чтобы Беларусь вписалась в глобальную систему торговли. Тогда нашу продукцию будет проще продавать, а предприятиям проще развиваться».
Как отметил эксперт, документами нужно подтвердить безопасность произведенной продукции. «И Евросоюз очень жестко защищает своих потребителей от некачественной продукции. Несколько лет назад ЕС принял директиву о запрете поставок пищевых продуктов и кормов без регистрации в электронном виде содержащихся в них химических субстанций. В прошлом году ЕС принял подобную резолюцию в отношении поставляемых на рынок игрушек, текстильных изделий и электробытовых приборов».
Как предполагается, в реализации проекта по созданию технологии маркировки и штриховой идентификации продукции примут участие крупнейшие белорусские мясокомбинаты. «Мы уже провели предварительные переговоры с рядом мясокомбинатов. Пока никаких решений по этому вопросу не принято. Но, думаю, руководства предприятий согласятся с нашими предложениями. Предварительные переговоры позволяют сделать вывод, что предприятия заинтересованы давать более подробную информацию о своей продукции, тем самым сделав ее доступной в мировых каталогах».
Пока, как отмечают специалисты, на белорусском рынке многие производители в ряде отраслей не заботятся о нанесении штрихового кода на упаковку. Эту задачу они перекладывают на предприятия торговли, которые вынуждены наклеивать коды дополнительно.
В прошлом году, как пишет «Рэспубліка», специалисты «Центра систем идентификации» провели выборочную проверку качества исполнения штриховых кодов на одном из крупных торговых предприятий Минска. Выяснилось, что 76% черно-белых «меток» выполнено с нарушением международных стандартов — они не декодировались или не прошли тест по качеству изображения.
За рубежом в таких ситуациях торговые организации могут отказаться от реализации товара с «проблемным» штриховым кодом, а впоследствии и вовсе прекратить всякие хозяйственные отношения с поставщиком.
«Грамотный производитель относится с восторгом к усовершенствованию системы идентификации, хотя понимает, что для работы в современных условиях должна быть соответствующая квалификация персонала в области информационных технологий, соответствующий подход к такой работе», — отметил Г.Волнистый.
Как ожидается, в результате данной технологической инициативы Беларусь должна приобрести первый модельный опыт работы в рамках требований ЕС к идентификации и трассировке поставляемого товара.
Несомненную пользу от усовершенствования системы идентификации товаров получат и обычные потребители. По маркировке они смогут получать всю интересующую информацию, начиная от производителя и заканчивая составом и потребительскими свойствами товара. Ожидается, что через пару лет необходимую информацию можно будет получать не только с помощью специального оборудования, но и мобильного телефона.