Один из крупнейших производителей газетной бумаги в стране – Балахнинский бумажный комбинат «Волга» – подал иск о банкротстве. Проблемы не только у производителей – в 2015 году цены на газетную бумагу выросли, по разным данным, от 13% до 22%. Участники рынка, опрошенные Лениздат.Ру, признают: единственная возможность выжить в таких условиях – держаться друг за друга.
Не выше уровня инфляции
Проблемы на рынке печатной продукции начались в начале 2015 года. Из-за роста курса валют целлюлозно-бумажным комбинатам стало выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт, в результате чего на внутреннем рынке бумага подорожала в полтора раза. Об угрозе коллапса в отрасли в феврале Минкомсвязи предупредило премьер-министра Дмитрия Медведева. Тот, в свою очередь, поручил разобраться с проблемой своему заместителю Аркадию Дворковичу.
В мае ситуация стабилизировалась. По итогам заседания рабочей группы в Минпромторге три из четырех производителей газетной бумаги «Волга», «Кондопога», «Соликамскбумпром» – пообещали не поднимать в 2015 году цены выше уровня инфляции. Эксперты связывали это с тем, что чиновники пригрозили комбинатам ввести экспортные пошлины на бумаги и снизить ввозные пошлины.
По данным Росстата, инфляция по итогам 2015 года составила 12,9%. Говоря о росте цен на бумагу, участники рынка назвали Лениздат.Ру примерно ту же цифру.
За 2015 год поставщики газетной бумаги повышали цены три раза – от 3,5% до 5%, рассказал начальник производства типографии ООО «Фирма "Курьер"» (печатает «Мой район», «Коммерсантъ в Петербурге», «Санкт-Петербургские ведомости») Юрий Назаров. Если посчитать среднее значение, получается как раз около 13%. Коммерческий директор типографского комплекса «Девиз» (Metro, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Петербургский дневник») Илья Имамназаров оценил рост цен чуть выше – 14%. Что касается мелованной бумаги (используется для производства глянцевых журналов), по оценкам коммерческого директора «Премиум-пресс» («Ваш тайный советник», «Жилая среда», цветные приложения «Делового Петербурга») Владимира Гаврилова, подорожание составило 10%.
Повышение стоимости бумаги отразилось, в свою очередь, на стоимости печати, отметили издатели, опрошенные Лениздат.Ру. По словам генерального директора медиахолдинга «КП в Санкт-Петербурге» Романа Карманова, рост цен составил 12,5%. Генеральный директор «Metro-Петербург» Григорий Матыжев не стал называть точную цифру, но подтвердил, что она колеблется около 12%.
Бумага утекает за границу
Несколько другие данные озвучили Лениздат.Ру в Союзе издателей Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). По словам исполнительного директора Елены Шитиковой, цены на газетную бумагу выросли за 2015 год на 22%, а на мелованную – 15%. Однако, как отметили в Союзе, эти цифры актуальны для Москвы и средней полосы России.
При производстве бумаги используют отечественную целлюлозу, но химические компоненты закупают за границей. Однако, по мнению Шитиковой, дело не в росте цен, а в том, что производителям по-прежнему выгоднее работать на экспорт. «Мы пытаемся больше года добиться от них внятного разъяснения ценообразования, – рассказала Лениздат.Ру исполнительный директор Союза, – но это, конечно, их коммерческая тайна – такой "кот в мешке"». Вместе с тем Шитикова признала: о реальной политике производителей можно только догадываться. «У нас нет документа, доказывающего, что они так себя ведут, – отметила Шитикова, – и никогда мы его не увидим. Но в кулуарах они об этом говорят сами». Получить комментарий представителя комбината «Кондопога», снабжающего Петербург газетной бумагой, Лениздат.Ру не удалось. В отделе сбыта предприятия сообщили, что информация о ценах и структуре сбыта – это коммерческая тайна.
Тем не менее внутренний рынок, судя по данным типографий, дефицита бумаги не испытывает. В типографии «Фирма "Курьер"» заявили, что помимо высоких цен проблем с поставщиками нет. Однако, как рассказал Григорий Матыжев, в прошлом году был момент, когда «человеку с улицы» было невозможно купить бумагу. У тех, кто заключил долгосрочные контракты, затруднений не возникало.
Производители, которые сегодня предпочитают работать на экспорт, рискуют потерять отечественного потребителя, предупредил генеральный директор «Metro-Петербург». «Существует российский рынок, доля производителя на этом рынке – важный показатель, – подчеркнул Матыжев. – Все может отыграться, как это было в 2008 году. Производители, которые переориентировались на запад, в итоге потеряли российский рынок. Памятуя об этом опыте, разумные производители не забывают о российском рынке и не гонятся за сиюминутной прибылью».
Рынок выживает
Вместе с тем сложности испытывают и производители. Так, 29 января иск о банкротстве подал Балахнинский бумажный комбинат «Волга» – один из крупнейших российских производителей и экспортеров газетной бумаги. Еще в октябре они предупреждали о такой возможности и просили власти спасти их от банкротства.
У типографий тоже не лучшее время, рассказали в «Премиум-пресс». «Типографий много, делать им всем нечего, – отметил Владимир Гаврилов. – Издателей мало. Производители бумаги повышают цены, из-за евро растут цены на краску и так далее. Мы это транслируем на издателей, но так как они не могут платить большие деньги – у них их просто нет, – приходится снижать свою прибыль».
Нет уверенности в завтрашнем дне, подчеркнул Гаврилов. Больше всего его беспокоит непредсказуемость на валютном рынке. «Когда рубль за один день скачет на 10 пунктов вверх, ничего планировать нельзя, – отметил представитель «Премиум-пресс». – Сегодня я выставляю счет, печатаю его завтра. При росте рубля на 10% получается, что я работаю в убыток».
Правила сегодня диктует рынок и экономическая ситуация, считает Илья Имамназаров. Повышение цен же в итоге «оплачивает» конечный потребитель, подчеркнул представитель «Девиза».
Все это происходит на фоне снижения спроса на печатную продукцию и падения тиражей. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2015 году объем розничных продаж периодической печати составил 46,4 млрд рублей, что на 2,3% меньше показателя 2014 года. Суммарный тираж снизился до 1,36 млрд экземпляров (минус 15%). Рынок рекламы в 2015 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года в российской печатной прессе сократился на 32%. Сильно уменьшились доходы издателей после запрета рекламы в прессе алкоголя и табака. Потери составили 15-20%, подсчитала АРПП.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, бизнесу удается удерживать баланс отношений, отметил Роман Карманов. «Все понимают, что находятся в одной упряжке, – считает директор медиахолдинга «КП в Санкт-Петербурге». – Не будет нас – не будет типографий. Не будет типографий – не будет нас. Чем выше наши тиражи, тем выгоднее печатать. Если мы резко подорожаем, это сразу отразится на количестве экземпляров. Люди всегда голосуют рублем, и даже незначительное повышение цены на газеты сказывается, тиражи падают. Типографии в этом не заинтересованы».
Участники рынка держатся друг за друга, отметил генеральный директор «Metro-Петербург». По словам Григория Матыжева, «это единственная возможность выжить».
Александра Шаргородская
Источник: Abercade