Правительство утвердило постановление, согласно которому лесопромышленные компании получат субсидии на инвестпроекты с применением биотехнологий. Впрочем, по словам участников отрасли, средства могут не дойти до конечных получателей, так как на законодательном уровне не определено само понятие таких проектов. Постановление не объясняет, что такое биотехнологии применительно к лесопромышленному комплексу.
В соответствии с документом, инвестиции в такой инвестпроект должны быть не менее 50 млн рублей, а увеличение производства продукции биотехнологий — не менее чем на 3% по каждому проекту. Государство намерено компенсировать лесопромышленникам часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестпроекты в 2014–2016 годах.
Федеральным бюджетом в 2014–2016 годах предусмотрено ежегодное выделение субсидий организациям лесопромышленного комплекса на компенсацию части затрат на реализацию комплексных инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий в сумме 250 млн рублей.
Министерство промышленности и торговли подсчитало, что субсидирование процентных ставок позволит увеличить объемы производства к 2016 году на 500 млн рублей и тем самым снизить долю импорта.
Однако, как говорят представители отрасли, пока неясно, какие инвестпроекты смогут претендовать на уже запланированные с бюджете средства.
— Мы рассматриваем наше возможное участие, но прежде необходимо определиться с понятиями, какие проекты могут подпадать под данное постановление, — говорят в крупной лесопромышленной компании.
Заместитель генерального директора по управлению проектами ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» Николай Кожемяко отмечает, что на сегодняшний день отсутствует механизм исполнения данного постановления, определяющий критерии направления биотехнологий в лесопромышленном комплексе.
— В случае если не будут приняты оперативные меры по разработке данного механизма, может повториться ситуация с постановлением № 2 о приоритетных проектах. Из-за отсутствия механизма его реализации постановление не работало, и в результате деньги были перераспределены на другие программы. В итоге лесопромышленники получили средства на модернизацию, но по другим программам.
По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, проблема с задержками при подготовке нормативно-правовой базы под конкретные инициативы министров достаточно распространенная.
— На уровне министров решения по принятию тех или иных постановлений принимают быстро. Однако нормативно-правовая база должна быть подкреплена подзаконными актами. Без их обеспечения множество правильных идей сталкивается с проблемами. Примеров масса, все они касаются в основном крупнейших экономических инициатив, — отмечает Абзалов.
Эксперт утверждает, что после принятия решения доработка нормативно-правовой базы под инициативу затягивается, как правило, на год. В итоге распределение средств откладывается, что формирует так называемый бюджетный навес. Ведомства не успевают освоить бюджетные средства в рамках программы, что приводит к большой нагрузке на бюджет в конце года.
По мнению Абзалова, затягивание подготовки нормативно-правовой базы под конкретные решения связана не только с большой нагрузкой на ведомства, но и частично с рассогласованием их функций.
Вместе с тем аналитики считают, что законодательные нормы, позволяющие компенсировать часть затрат в рамках тех или иных проектов, бывают, как правило, не очень эффективными.
— На примере Сибирского федерального округа, где доходы бюджета от ЛПК одни из самых высоких, могу сказать, что те преференции, которые существуют на региональном уровне по субсидированию процентных ставок, слишком незначительны. Сомневаюсь, что данная мера простимулирует инвестиции в отрасль, — говорит независимый отраслевой эксперт Анастасия Копылова.
По словам аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, речь может идти о биотехнологиях, связанных с производством биотоплива. Он также не исключает, что биотехнологии могут применяться на этапе выращивания леса, то есть создания лесных хозяйств.
— Сейчас я думаю, что не более 10% предприятий отрасли применяет биотехнологии и потенциал рынка довольно большой. При этом ограничение по минимальному объему инвестиций сделает довольно трудным получение субсидий некрупными игроками. В результате чего я не исключаю, что в отрасли будет постепенно происходить консолидация и появление крупных игроков с большой долей рынка, — резюмировал Шенк.
Источник: Известия
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/566022#ixzz2uuQyW8Af