Украинский фармацевтический рынок замедлил темпы роста. По итогам 11 месяцев количество проданных упаковок лекарств превысило показатели аналогичного периода прошлого года на 0,79%, а в финансовом выражении — на 12,55%. Участники рынка связывают это с несколькими факторами — переходом потребителей на более эффективные препараты, а также снижением их платежеспособности.
В ноябре в Украине было продано около 113 млн упаковок лекарств, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в отчете. В октябре продажи в натуральном выражении показали падение на 2,6%. Всего за 11 месяцев было продано 1,16 млрд упаковок лекарств за 27,44 млрд грн, что превысило показатели за аналогичный период 2012 года на 0,79% и 12,55% соответственно.
Снижение темпов роста продаж наблюдается со II квартала нынешнего года. Тогда, по данным исследовательской компании Proxima Research, розничные продажи лекарств в денежном выражении выросли всего на 8%, а в натуральном — снизились на 3% по сравнению со II кварталом 2012 года. Такое же падение продаж лекарств в упаковках было зафиксировано и в III квартале, что вызвало удивление у участников рынка. Ранее топ-менеджер в одной из фармацевтических компаний говорил «Ъ», что снижение показателей продаж во II квартале было понятным, так как потребитель использовал запасы лекарств, которые он приобрел в начале этого года с учетом рисков запрета на импорт лекарств. Однако причины снижения темпов роста продаж в III квартале для участников рынка неясны.
За последние несколько лет на фармацевтическом рынке впервые произошло снижение темпов роста, заявляют участники рынка. Тогда рынок в среднем рос на 15% в финансовом выражении. «В этом году ситуация изменилась в основном за счет снижения доходов населения. Люди начали экономить и покупать только необходимые препараты»,— поясняет исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Владимир Игнатов. Ранее директор фармацевтической компании «Такеда Украина» Евгений Заика отмечал, что это хорошо видно на примере продаж рецептурных препаратов. По итогам девяти месяцев их рост продаж составил 14,3%, при этом безрецептурных — 12,3%.
Падение темпов роста продаж лекарств в упаковках участники рынка объясняют подорожанием лекарств. Рост фармацевтического рынка за 11 месяцев, согласно данным apteka.ua, происходил в основном за счет инфляционной составляющей. Еще одним фактором участники рынка называют переход потребителей на более эффективные препараты. «Такие препараты дороже, но при этом для достижения необходимого эффекта количества упаковок нужно меньше»,— пояснял ранее директор департамента внешних связей холдинга STADA CIS Иван Глушков. По данным компании, в Украине 40% рынка лекарств в упаковках занимают так называемые традиционные препараты.
Ожидается, что в 2013 году продажи лекарств в денежном выражении увеличатся примерно на 12% по сравнению с прошлым годом (в 2012 году они составили 17,4%.—»Ъ»), говорит господин Игнатов. В следующем году участники рынка ожидают незначительного роста рынка к этому году за счет инфляции. Согласно данным Госстата, по итогам 11 месяцев 2013 года рост цен в стране был нулевым.
Источник: Коммерсант-Украина