Многочисленные исследования показывают, что 100-процентный переход на возобновляемые источники энергии возможен и экономически эффективен. Но как структурировать энергетический рынок, где отсутствует понятие "стоимость топлива" и связанные с ним предельные издержки? Германия столкнулась с этой проблемой, и весь мир с интересом наблюдает за развитием событий.
Энергетический переворот (он же Energiewende) завершится стопроцентным переходом Германии на ВИЭ еще не скоро, но прогресс налицо: сейчас на долю ВИЭ приходится более 25% в энергетическом балансе страны, к 2020 году показатель должен дойти до 40%, к 2030 году – до 60%, после чего дороги назад не будет. Но механизм регулирования энергетического рынка менять нужно уже сейчас. К счастью, специалисты аналитического центра Agora Energiewende уже приблизились к решению проблемы.
Эксперты отмечают, что Германии нужен механизм рыночного регулирования, обеспечивающий максимальную гибкость и способствующий не только наращиванию генерирующих мощностей на базе ВИЭ, но и внедрению прогрессивных электроэнергетических технологий, вроде систем хранения избыточной электроэнергии и управления спросом, а также интеллектуальных электросетей (Smart Grid). Все эти технологии позволят нивелировать негатив, связанный с непостоянством СЭС и ВЭС, и будут способствовать появлению большого числа "производителей - потребители" (домашних хозяйств и предприятий, которые могут генерировать собственную электроэнергию и продавать излишки коммунальщикам через центральную электросеть).
Примечательно, что данную концепцию уже поддержали RWE и E.ON (две крупнейшие энергетические компании Германии), которые осознали важность распределенной энергетики, где за коммунальщиками закреплены лишь функции обеспечения безопасности электросети и оказания услуг тем самым "производителям-потребителям".
Специалисты Agora Energiewende отмечают, что доля затрат на электроэнергию в ВВП Германии за последние 20 лет практически не изменилась (показатель составляет 2.5%). Но изменился механизм распределения этих затрат. Теперь на плечи розничных потребителей ложиться вся тяжесть тарифа EEG, введенного для поддержки ВИЭ, потому что крупные предприятия из многих отраслей промышленности от подобного "акциза" освобождаются.
Ирония в том, что, поскольку совокупная мощность германских ветропарков и солнечных ферм в последнее время существенно увеличилась, оптовая цена электроэнергии, которая используется во многих энергоемких отраслях промышленности, упала почти наполовину (сейчас она варьируется в пределах 3-5 евроцентов /кВт*ч). При этом из-за особенностей структурирования EEG, падение оптовых цен привело к значительному увеличению тарифа EEG для розничных потребителей, что обернулось волной критики со стороны противников Energiewende. Но специалисты Agore Energiewende снова нашли выход. Суть их предложения отражена на диаграмме ниже.
Что произойдет, когда электричество станет бесплатным?
Диаграмма показывает, как добраться до 40-процентной доли ВИЭ в энергетическом балансе страны (цель на 2020 год) с минимальными затратами. Для этого потребуется вырабатывать с помощью возобновляемых источников 240 ТВт*ч электричества в год (совокупный годовой спрос, согласно прогнозам, к тому моменту составит 600 ТВт*ч).
Серый прямоугольник слева (EEG 1.0) отражает размер затрат, понесенных в рамках текущего розничного тарифа (около 17 евроцентов / кВт*ч). Этот тариф не изменится до 2020 года, и пока неясно, что будет дальше. Специалисты Agora Energiewende предлагают ввести новый тариф EEG 2.0, который будет распространяться на электричество с новых ВЭС, СЭС, ГеоЭС и ГЭС, которые будут созданы в ближайшее время в дополнение к уже установленным экологичным генерирующим мощностям, способным вырабатывать 150 ТВт*ч в год. Новый тариф будет ограничен уровнем в 8.9 евроцента / кВт*ч, что почти в 2 раза ниже по сравнению с EEG 1.0. Это может сделать инвестиции в ВИЭ менее привлекательными, но негатив должен нивелироваться рядом описанных выше мер вроде стимулирования перехода на емкие системы хранения избыточной электроэнергии. Так что светло-голубой прямоугольник, который олицетворяет электростанции на углеводородном топливе, шире стать не должен.
Источник: Energysafe.ru