Материал подготовлен аналитиками компании Abercade на основе данных исследования Российского рынка глутамата натрия и других усилителей вкуса.
Основные драйверы и сдерживающие факторы развития рынка
Основным фактором развития рынка усилителей вкуса в последние несколько лет служило развитие соответствующих продуктовых рынков. Основными потребителями глутамата натрия, как наиболее популярного усилителя вкуса, выступают пищеконцентратная промышленность (производство сухих супов, продуктов, готовых к употреблению, концентратов первых и вторых блюд); производство снековой продукции, мясная промышленность, производство соусов и заправок.
Развитие рынка усилителей вкуса на сегодняшний день определяют 2 тенденции:
• Ускорение темпа жизни приводит к росту потребления продуктов быстрого приготовления, где усилители вкуса используются в наибольшем объеме
• Рост благосостояния и забота о здоровье обуславливают рост интереса к продуктам, максимально натуральным по составу и изготовленным с минимальным использованием пищевых добавок
В пищевой промышленности уже наметилась тенденция перехода к использованию более натуральных и здоровых ингредиентов. Уже сегодня эксперты рынка отмечают, что производители пищевой продукции постепенно переходят на более дорогостоящие и натуральные пищевые добавки. По результатам проведенного аналитической компанией Nielsen on-line исследования, несмотря на непростую экономическую ситуацию, подавляющее большинство россиян заявило о своей готовности платить больше за экологическую чистоту продуктов.
В дальнейшем стоит ожидать замены искусственных усилителей вкуса более натуральными альтернативами (например, экстрактами дрожжей, гидролизатами растительных белков). Такие усилители более дорогостоящие, что приводит к повышению стоимости готового продукта. Однако с ростом благосостояния потребители, проявляющие заботу о здоровье, с большей вероятностью сделают выбор в пользу более дорогого и здорового продукта. С ростом интереса к здоровому питанию потребители все больше внимания обращают на состав и технологию производства продукта. Учитывая то, что в отношении глутамата натрия у основной массы потребителей сложилось негативное и предвзятое отношение, то можно предположить, что производители пищевых продуктов в ближайшее время займутся поиском достойных альтернатив этому усилителю вкуса. Все большую популярность на рынке приобретают дрожжевые экстракты и гидролизаты растительных белков, применяемые в качестве вкусоароматической добавки. Однако, как отмечают эксперты, развитие этих рынков в России будет происходить значительно медленнее, чем в США и странах Европы. Направление экстрактов дрожжей на сегодняшний день востребовано в Европе и не получило развития в России из-за высокой стоимости этого «натурального» усилителя вкуса.
Другой тенденцией пищевого российского рынка является рост сегмента быстрого питания. По данным экспертов, производство супов в пакетиках с 2010 года увеличилось на 3%, бульонных кубиков - на 7%, специй - на 10%. В производстве данных продуктов в подавляющем большинстве случае глутамат натрия используется в значительном объеме. С учетом того, что рынок продуктов быстрого приготовления и фаст-фуда в России растет, резкого сокращения использования усилителей вкуса в ближайшие 2-3 года не произойдет.
Дополнительно стоит упомянуть о том, что в последнее время на мировом рынке усилителей вкуса ощущается дефицит производства глутамата натрия по причине роста цен на сырье, которое частично стало использоваться для производства биодизеля. Вследствие этого в среднесрочной перспективе эксперты прогнозируют рост рынка дрожжевых экстрактов и гидролизатов растительного белка.
Помимо этого мониторинг продовольственного рынка России показывает, что последние годы структура питания россиян стала улучшаться, просматриваются тенденции, которые формируют рынок здорового питания. Одна из тенденций – отказ от искусственных ингредиентов в пользу натуральных и повышенное внимание к физиологически функциональным ингредиентам.
Описанные тенденции на рынке усилителей вкуса в ближайшие несколько лет будут уравновешивать друг друга и, соответственно, кардинального изменения ситуации, с учетом сохранения всех прочих условий рынка, не прогнозируется.
Прогноз развития рынка усилителей вкуса
При незначительных колебаниях объема рынка в исследуемый период для него была характерна положительная динамика. Рынок усилителей вкуса – достаточно специфичен в силу предвзятого отношения населения к продуктам этой группы.
За последние несколько лет четко сформировались отдельные тенденции развития рынка пищевых добавок и ингредиентов. Основным направлением стала натуральность продуктов, что является воспроизводством общемирового тренда. Отчасти аналитики объясняют это следствием поиска общемировыми компаниями рынков сбыта для новых продуктов. Таким образом, ориентация на натуральность будет возрастать.
В наибольшей степени эта тенденция затронет продукцию премиального и среднего ценового сегментов рынка. В нижнем ценовом сегменте в ближайшие годы изменений не прогнозируется. Потребление здесь останется на прежнем уровне. Информационные компании СМИ и Internet о вреде глутамата натрия также можно назвать в качестве одного из факторов, сдерживающих развитие рынка. Совокупно все вышеперечисленные факторы, с наибольшей вероятностью, приведут к постепенному снижению спроса на глутаматосодеражащие продукты и как следствие – снижению объемов потребления данного усилителя вкуса в ряде отраслей промышленности.
Уже сегодня эксперты отмечают среди населения рост интереса к продуктам здорового питания, произведенных без использования искусственных ингредиентов. Однако в силу отсутствия законодательной базы в отношении органических и здоровых продуктов этот рынок до сих пор не получил развития в России, а потребление «чистых» продуктов существует на уровне тенденции.
При сохранении описанных тенденций в среднесрочной перспективе стоит ожидать постепенного сокращения объемов рынка к концу прогнозного периода. Тем не менее, на сегодняшний день потребление глутамата натрия существенно, и заметного сокращения рынка в ближайшие 2 года не ожидается.
Что касается стоимостного объема рынка в прогнозном периоде, то сохраниться тенденция к росту цен, вследствие неудовлетворенного спроса на мировом рынке, снижения объемов выпуска глутамата в Китае – крупнейшем производственном регионе. На рост цен повлияет и то, что сырье, ранее полностью используемое для производства глютаминовой кислоты, теперь частично потребляется и для производства биодизеля, что ведет к нехватке и удорожанию сырья.
В период с 2011 по 2015 гг., при сохранении текущих тенденций, наиболее вероятно сокращение объемов рынка порядка 3,4% ежегодно, что приведет к уменьшению рынка с 11,5 тыс. тонн в 2011 г. до 10 тыс. тонн в 2015 г.
Источник: Abercade