Аналитика

Перспективы развития рынка усилителей вкуса - Abercade

Материал подготовлен аналитиками компании Abercade на основе данных исследования Российского рынка глутамата натрия и других усилителей вкуса.

Основные драйверы и сдерживающие факторы развития рынка

Основным фактором развития  рынка усилителей вкуса в последние несколько лет служило развитие соответствующих продуктовых рынков. Основными потребителями глутамата натрия, как наиболее популярного усилителя вкуса, выступают пищеконцентратная промышленность (производство сухих супов,  продуктов, готовых к употреблению, концентратов первых и вторых блюд); производство снековой продукции, мясная промышленность, производство соусов и заправок.  

Развитие рынка усилителей вкуса  на сегодняшний день определяют 2 тенденции:

Ускорение темпа жизни приводит к росту потребления продуктов быстрого приготовления, где усилители вкуса используются в наибольшем объеме
Рост благосостояния и забота о здоровье обуславливают рост интереса к продуктам, максимально натуральным по составу и изготовленным с минимальным использованием пищевых добавок

 В пищевой промышленности уже наметилась тенденция перехода к   использованию  более натуральных  и здоровых ингредиентов.  Уже сегодня эксперты рынка отмечают, что производители пищевой продукции постепенно переходят на более дорогостоящие и натуральные пищевые добавки.  По результатам проведенного аналитической компанией  Nielsen on-line исследования, несмотря на непростую экономическую ситуацию, подавляющее большинство россиян заявило о своей готовности платить больше за экологическую чистоту продуктов.

В дальнейшем стоит ожидать замены искусственных усилителей вкуса более натуральными альтернативами (например, экстрактами дрожжей, гидролизатами растительных белков).  Такие усилители более дорогостоящие, что приводит к повышению стоимости готового продукта. Однако с ростом благосостояния потребители, проявляющие заботу о здоровье, с большей вероятностью  сделают выбор в пользу более дорогого и здорового продукта.  С ростом интереса к здоровому питанию   потребители все больше внимания обращают на состав и технологию производства продукта. Учитывая то, что в отношении глутамата натрия у основной массы потребителей сложилось негативное и предвзятое отношение, то можно предположить, что   производители пищевых продуктов  в ближайшее время займутся поиском достойных альтернатив этому усилителю вкуса.  Все большую популярность на рынке приобретают  дрожжевые экстракты и гидролизаты растительных белков, применяемые в качестве вкусоароматической добавки. Однако, как отмечают эксперты, развитие этих рынков в России будет происходить значительно медленнее, чем в США и странах Европы. Направление экстрактов дрожжей на сегодняшний день востребовано в Европе и  не получило развития в России из-за высокой стоимости этого «натурального» усилителя вкуса. 

Другой тенденцией пищевого российского рынка является рост сегмента быстрого питания. По данным экспертов, производство супов в пакетиках с 2010 года увеличилось на 3%, бульонных кубиков - на 7%, специй - на 10%. В производстве данных продуктов  в подавляющем большинстве случае глутамат натрия используется в значительном объеме.  С учетом того, что рынок продуктов быстрого приготовления и фаст-фуда в России растет, резкого сокращения  использования усилителей вкуса в ближайшие 2-3 года  не произойдет.

Дополнительно стоит упомянуть  о том, что в последнее время на  мировом рынке усилителей вкуса ощущается дефицит производства глутамата натрия  по причине роста цен на сырье, которое частично стало использоваться для производства биодизеля.   Вследствие этого в среднесрочной перспективе эксперты прогнозируют  рост рынка дрожжевых экстрактов и гидролизатов растительного белка. 

Помимо этого мониторинг продовольственного рынка России  показывает, что последние годы  структура питания россиян стала улучшаться, просматриваются тенденции, которые  формируют рынок здорового питания. Одна из тенденций – отказ от искусственных ингредиентов в пользу натуральных и повышенное внимание к физиологически функциональным ингредиентам. 

Описанные тенденции  на рынке усилителей вкуса в ближайшие несколько лет будут уравновешивать друг друга и, соответственно, кардинального изменения ситуации, с учетом сохранения всех прочих условий рынка, не прогнозируется. 

Прогноз развития рынка усилителей вкуса

При незначительных колебаниях  объема рынка  в исследуемый период для него  была характерна положительная динамика.  Рынок усилителей вкуса – достаточно специфичен в силу предвзятого отношения  населения к продуктам этой группы. 

За последние несколько лет четко сформировались отдельные тенденции развития рынка пищевых добавок и ингредиентов. Основным направлением стала натуральность продуктов, что является воспроизводством общемирового тренда.  Отчасти  аналитики  объясняют это следствием поиска общемировыми компаниями рынков сбыта для новых продуктов. Таким образом, ориентация на натуральность будет возрастать. 

В наибольшей степени эта тенденция затронет продукцию  премиального и среднего ценового сегментов рынка. В нижнем ценовом сегменте в ближайшие годы изменений не прогнозируется. Потребление здесь останется на прежнем уровне. Информационные компании СМИ и Internet  о вреде глутамата натрия также можно назвать в качестве одного из факторов, сдерживающих  развитие рынка. Совокупно все вышеперечисленные факторы, с наибольшей вероятностью, приведут  к постепенному снижению спроса на глутаматосодеражащие продукты и как следствие – снижению объемов потребления данного усилителя  вкуса в ряде отраслей промышленности.  

Уже сегодня эксперты отмечают среди населения  рост интереса к продуктам здорового питания, произведенных без использования искусственных ингредиентов. Однако в силу отсутствия законодательной базы в отношении органических и здоровых продуктов этот рынок до сих пор не получил развития в России, а   потребление «чистых» продуктов существует на уровне  тенденции. 

При сохранении описанных тенденций  в среднесрочной перспективе стоит ожидать  постепенного сокращения объемов рынка  к концу прогнозного периода.  Тем не менее, на сегодняшний день потребление глутамата натрия  существенно, и заметного сокращения рынка в ближайшие 2 года не ожидается.

Что касается стоимостного объема рынка в прогнозном периоде, то сохраниться тенденция к росту цен, вследствие  неудовлетворенного спроса на мировом рынке, снижения объемов выпуска глутамата в Китае – крупнейшем производственном  регионе. На рост цен повлияет и то, что сырье, ранее полностью   используемое для производства глютаминовой кислоты, теперь частично потребляется и для производства биодизеля, что ведет к  нехватке и удорожанию сырья.  

В период с 2011 по 2015 гг., при сохранении текущих тенденций, наиболее вероятно сокращение объемов  рынка порядка 3,4% ежегодно, что приведет к уменьшению рынка  с 11,5 тыс. тонн в 2011 г. до 10 тыс. тонн в 2015 г. 

Источник: Abercade 
Архив материалов
2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Январь | Март | Май | Ноябрь

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*