Аналитика

Лидеры упаковочной отрасли ждут от Правительства решительных мер поддержки

В Торгово-промышленной палате РФ 12 декабря 2008 г. состоялся круглый стол на тему «Упаковочная индустрия России в условиях финансового кризиса: стагнация или новые возможности?», совместно организованный Подкомитетом по развитию упаковочной индустрии Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и Национальной конфедерации упаковщиков. Участниками круглого стола стали руководители ведущих предприятий отрасли, представители производственных ассоциаций, ТПП, профильных вузов. Докладчики, представляющие основные сектора упаковочной отрасли, охарактеризовали состояние рынка и предприятий в условиях кризиса, внесли предложения для принятия мер со стороны Правительства для поддержки предприятий.

Председатель Правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова сообщила о последних тенденциях в развитии компаний, входящих с состав Ассоциации. Проявления кризиса первыми были отмечены в торговых сетях, откуда с начала ноября снизилось поступление средств за отгруженный товар и новых заказов производителям косметики и парфюмерии. В результате последние столкнулись с затовариванием складов готовой продукцией и неиспользованной упаковкой, предприятиям пришлось снижать объемы выпуска и отказываться от проектов введения новых ассортиментных линеек. По оценкам Т. Пучковой, объем заказов сократился в среднем на 30%, однако, полной ясности ситуации пока нет: перспективы отрасли обозначатся в феврале, когда станут известны результаты новогодних продаж.

В ответ на кризис многие компании парфюмерно-косметической отрасли пересмотрели свое отношение к упаковке, чтобы добиться ее удешевления. По словам Т. Пучковой, все больше предприятий отказывается от вторичной картонной упаковки, стремится сократить расходы на дизайн, пытается производить упаковку своими силами. При этом кризис имеет не только негативное значение, но и предоставляет определенные новые возможности. Ряд иностранных компаний, работающих на нашем рынке, ищут возможности перехода на производство упаковки на российских предприятиях.

Председатель Совета директоров Группы компаний «Экотек» и президент НКПак Андрей Загорский высказал свое сомнение в том, что удешевление упаковки является правильной мерой. А. Загорский предположил, что удешевление не компенсирует падение продаж, т. к. потребители вряд ли согласятся перейти на менее качественную продукцию. Скорее они предпочтут снизить объем потребления, чем станут покупать менее престижную марку.

Большую роль в развитии кризиса на потребительском рынке играют пессимистические настроения, которые во многом зависят от политики средств массовой информации. Под влиянием негативных прогнозов формируется и пакет производственных заказов на предприятиях. В результате возникает цепная реакция развития кризиса. Об этом говорил в своем выступлении А. Загорский. По его мнению, российская экономика имеет большой запас прочности, и средствам массовой информации не следует драматизировать ситуацию и запугивать население и предпринимателей. «Очевидно, мы, упаковщики, через наших коллег-журналистов, которые пишут об упаковке, могли бы обратиться к СМИ в целом с призывом поменять свою позицию», – сказал А. Загорский.

Представители профессиональных СМИ поддержали идею А. Загорского. Однако главные редакторы журналов «Тара и упаковка» и “Packaging R&D” Игорь Смиренный и Ольга Гулинкина со своей стороны призвали компании более активно сотрудничать с отраслевыми СМИ. Генеральный директор основного отраслевого упаковочного интернет-портала “Unipack.Ru” Виктор Пугачев подчеркнул необходимость проведения адекватной политики в области информации и рекламы именно в кризисный период. По словам В. Пугачева, посещаемость портала в последние, «кризисные» месяцы не только не уменьшилась, но даже увеличилась почти на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и сегодня составляет до 7,5 тыс. уникальных посетителей в день. Это указывает на то, что кризис стал для многих предпринимателей поводом еще раз переосмыслить отношения с партнерами. Компании, стремящиеся преодолеть кризис, сегодня оптимизируют расходы на упаковку, этикетку, подбирают более надежных поставщиков, стараются правильно расставить приоритеты и грамотно выстроить свою маркетинговую политику. Это позволит вывести бизнес на качественно новый уровень. И поэтому отсутствие информации о компании, недостаточная забота о ее имидже могут иметь только негативные последствия. Тезис В. Пугачева о том, что профессиональное сообщество недостаточно пользуется возможностями Интернет, подтвердилось прямо на заседании. Т. Пучкова в своем выступлении говорила о том, что многие косметические компании столкнулись с проблемой утилизации неиспользованной упаковки. Эта проблема не существовала, если бы в этих компаниях знали о существовании торговой площадки Unipack.Ru, где постоянно представлены коммерческие предложения о покупке всех видов отходов упаковочного производства.

В условиях кризиса рекламодатели начинают искать способы оперативной, дешевой и действенной рекламы. И вполне понятно их обращение к интернету как одному из самых эффективных средств по соотношению затрат и результата. Цены на рекламу в интернете настолько малы по сравнению с традиционной рекламой, что эти расходы может позволить себе даже маленькая компания и даже в сегодняшних нелегких условиях.

В наибольшей степени от кризиса в упаковочной отрасли пострадали производители оборудования, о чем говорил на круглом столе исполнительный директор ассоциации «Пакмаш» Григорий Хмелевский. По его мнению, государство должно уделять больше внимания машиностроению и предлагать помощь не нефтяникам и банкам, а предприятиям реального сектора экономики, от развития которых зависит конкурентоспособность экономики и ее будущее. Г. Хмелевский призвал упаковщиков к объединению, чтобы сообща решать проблемы в кризисный период.

Раньше всех среди производителей упаковки и упаковочных материалов пострадали предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, более зависимые от внешнего финансирования. По данным, представленным председателем Совета директоров Группы компании «ГОТЭК» Владимиром Чуйковым, по итогам 2008 г. падения производства в целом по отрасли не произойдет, однако, в 2009 г. неизбежна рецессия, которая может составить от 5% до 15%. Среди факторов, негативно влияющих на развитие отрасли, В. Чуйков особо отметил отсутствие доступа к финансовым ресурсам, современным материалам, кризис потребления, связанный со снижением платежеспособности населения, сбой в работе розничных сетей. При этом на фоне несправедливого распределения прибыли в последние годы рыночная сила производителей в результате кризиса увеличилась.

В. Чуйков занял жесткую позицию по отношению к правительству: «Мы не должны клянчить, но просто обязаны потребовать, чтобы проводилась политика в пользу наших предприятий». В унисон докладу В. Чуйкова прозвучало выступление генерального директора Группы компаний «Упак» Владимира Кулакова, который указал на системные проблемы экономической политики, которые не позволили России избежать кризиса. Это и задержки с выплатой НДС при импорте, и отсутствие должного контроля за розничной торговлей. По мнению В. Кулакова, необходим дифференцированный подход к налогообложению в различных отраслях. Также он однозначно высказался и в отношении таможенной политики: «На то, что не производится в России, импортная пошлина должна быть равна нулю».

По мнению председателя Наблюдательного Совета «СФТ Групп» Анатолия Штейнберга, в условиях кризиса государство должно поддержать интересы отечественного производителя, защитить рынок. А. Штейнберг видит в настоящий момент наибольшую угрозу со стороны Украины, где произошла существенная девальвация национальной валюты, что значительно повысило конкурентоспособность украинских товаров. Предложение А. Штейнберга – ввести таможенную пошлину на упаковочный картон и гофрокартонную продукцию в 20%. Чтобы сделать доступными финансовые ресурсы, необходимо обеспечить возможность адекватной компенсации процентной ставки на средства, использованные для реализации инвестиционных проектов, заявил А. Штейнберг. Среди его предложений: оказать помощь регионам, снизить тарифы «естественных» монополий, «заморозить» экологические платежи, принять Закон об упаковке.

Круглый стол на тему «Упаковочная индустрия России в условиях финансового кризиса: стагнация или новые возможности?» оказался весьма продуктивным с точки зрения обсуждения проблем отрасли и подготовки соответствующих предложений Правительству. В отношении мер, которые могут помочь упаковочной отрасли преодолеть кризис, со стороны компаний прозвучали различные мнения. Так, Г. Хмелевский и гендиректор «НПО Технологии упаковки» Леонид Богуславский выступили с предложением оказать отрасли адресную помощь. В. Чуйков, В. Кулаков и А. Штейнберг высказались за внесение изменений в политику государства в системном плане, инвестиции в инфраструктуру и повышение покупательской способности населения, улучшение условий работы бизнеса в целом. По итогам круглого стола были приняты предложения по рекомендациям для Правительства, которые должны быть согласованы и опубликованы в ближайшее время.

Автор: Кирилл Корякин

Источник: Unipack.Ru

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*