Впервые за последние годы в выступлениях участников традиционного международного конгресса по биоэнергетике "Биомасса: топливо и энергия", который состоялся в Москве, звучал определенный оптимизм по поводу первых шагов развития научных исследований и практической реализации проектов по поводу использования возобновляемых источников энергии (ВИЗ) в России.
ПЛАТФОРМЫ ЕСТЬ, ПРОЕКТОВ НЕТ
В прошлом году в России в рамках стратегической программы развития страны были образованы технологические платформы “БиоТех2030”, “Биоэнергетика”. Участники программы “БиоТех2030” - авторитетные ученые, НИИ, вузы, в том числе МГУ, Институт биохимии им. А.Н. Баха, инвестор в лице “РТ-Биотехпрома” - занимаются формированием кластеров, экспертной деятельностью, налаживанием международного сотрудничества. Учредители ТП “Биоэнергетика”, в которой ведущая роль принадлежит НИЦ “Курчатовский институт”, уже создают стратегические программы исследований на базе их софинансирования государством и бизнесом, и в том числе: развитие биоэнергетического машиностроения, которое в России почти отсутствует, изменение законодательства по биотопливу. Вместе с исследователями США благодаря использованию уникальных штаммов бактерий российские ученые добились самого высокого выхода биомасла из микроводорослей, в несколько раз превышающего мировые аналоги. В стране начала работать система льготного кредитования инновационных проектов в новых отраслях всего под 3 процента годовых, которыми занимаются при реализации крупных проектов банки “ВТБ” и “ВЭБ”, а малых проектов -банк “МСП” с помощью Российского фонда технологического развития.
В то же время многие ученые и практики жалуются на отсутствие средств для реализации своих проектов. Заместитель генерального директора Российского энергетического агентства (РЭА) Владимир Басков заявил, что деньги на проекты по строительству биогазовых установок и реализации других проектов по использованию ВИЭ выделяются регионам. Но чтобы получить эти средства, необходимо представить на экспертизу соответствующие бизнес-проекты. А их-то, проектов, из регионов как раз и нет. Так получилось в 2011 году, когда не были использованы деньги на реализацию программ энергосбережения. Такая же ситуация складывается и сейчас с производством энергии из ВИЭ. Впервые с 2013 года открывается бюджетное финансирование для разработки проектов и производства биоэнергии в объеме 14,4 миллиарда. рублей, в 2014 году - в сумме 19,8 миллиарда рублей и т. д. Но с мест от заказчиков не поступают бизнес-проекты для поддержки финансирования: их не представил ни один регион. Значит, деньги снова останутся невостребованными? Потенциальные возможности страны по использовании только отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и другой биомассы в виде бытового мусора велики, как нигде. Прирост деловой древесины составляет 600 миллионов кубометров, а вырубается (даже вместе с браконьерскими кубами) 200 миллионов кубометров. 40 миллионов гектаров пашни как источник биомассы не используются, сколько лугов и пастбищ - точно никто не знает. Только из сельскохозяйственных отходов можно выработать в два раза больше электроэнергии, чем потребляет все село, а также свыше ста миллионов тонн высокоэффективных гранулированных удобрений, а всего создать 20 тысяч биокластеров. Кроме того, в оборот не введены огромные, в 175 миллиардов тонн, залежи торфа, которые прирастают ежегодно на 400 миллионов тонн. Хотя ряд стран, при соблюдении поставщиками из России и Финляндии европейских стандартов качества, могли бы покупать и торф.
А ОПЫТ РЯДОМ
О деятельности кластера индустриальной биотехнологии, созданного в федеральной земле Северный Рейн -Вестфалия, CLIB-2021 со штаб-квартирой в Дюссельдорфе рассказала Анна Шмидт. Учредителями кластера являются 90 членов, из которых 20 процентов международные - ведущие университеты, такие крупнейшие компании, как “Байер”, “Эвоник”, а 40 процентов участников составляют малые и средние предприятия. Спектр их деятельности: биокатализ, технология сингаза и биогаза, биотоплива, авиационного биотоплива, образование для таких отраслей, как сельское хозяйство, химия, машиностроение. Оборот его уже составляет 70 миллиардов евро. Сотрудничество с Россией идет и по лини поставок растительного масла из рыжика, которое используется для производства авиационного реактивного топлива. Активно включилась в сотрудничество Пензенская область. Работу кластера поддерживает министерство инноваций, науки и исследований федеральной земли. Взаимовыгодное сотрудничество германских и российских ученых и предприятий складывается и в биога-зовой отрасли. О ее развитии говорили главный специалист РЭА Евгений Панцхава, директор Института микробиологии Мюнхенского технического университета Вольфганг Шварц, ученые из Немецкого центра исследований биомассы (DBFZ) из Лейпцига. “Мы когда-то первыми начали производство витамина В12, отметил Е. Панцхава, - на Грозненском заводе, в Крыму, построили биогазовые установки, которые на станциях водоочистки Московской области до сих пор работают. Сделали 85 малых БГУ для фермерских хозяйств. Сейчас Китай предлагает создать совместную корпорацию по биогазу с инвестициями в 7 миллиардов долларов. Одновременно Россия стала в числе 6 других стран членом Международного центра “Эко-Энергетика”, созданного в Берлине”.
В. Шварц напомнил исторические факты по использованию биомассы, одна треть ее в сельском хозяйстве до сих пор теряется в виде отходов, той же соломы. А всего в мире образуется 170 миллиардов тонн биомассы в год, большая часть которой полностью уходит в торф, так как ее перерабатывают бактерии, масса которых под землей равна массе растений. Но из соломы можно производить биобутанол и биогаз, моторное топливо, электроэнергию. В России ошибочно считают, что для производства биогаза достаточно навоза и не надо использовать кукурузный силос, который в Германии составляет основную часть ферментируемой биомассы. Коровы уже взяли из силоса самое ценное, и в Германии используют силос для того, чтобы увеличить выход метана, электрической и тепловой энергии. К 2030 году в Германии 25 процентов биомассы будет использоваться в качестве топлива, из нее будут производиться 16 процентов электрической, 10 процентов тепловой энергии и 12 процентов жидкого биотоплива. В России получают всего 4,5 процента биотоплива.
Сегодня специалисты DBFZ вместе с Университетом Вильдау разработали проекты для Татарстана, Нижегородской, Калужской, Орловской областей. В Калужской области биогазом можно заместить 250 миллионов кубометров природного газа, в Татарстане только на отходах сахарной промышленности - получить 90 МГв энергии, в Нижегородской области есть значительное количество лесоотходов, свалочного газа и канализационных стоков, из которых можно получать биогаз и электроэнергию. Причем строить биогазовые установки можно на кооперативных началах, на уровне сельхозпредприятий и муниципалитетов. А выбросы наиболее вредных для атмосферы газов - метана, окиси и закиси азота - свести почти к нулю. Повсеместное внедрение таких технологий, по данным РЭА, может дать 1,5 триллиона рублей дополнительных доходов, создать десятки тысяч новых рабочих мест. А с учетом того, что мировая цена на природный газ к 2030 году вырастет на 75 процентов, Россия могла бы поставлять биометан, соответствующий стандартам, в Европу, получая прибыль и улучшая экологию. Еще одним перспективным проектом сотрудничества в развитии биога-зовой отрасли считают деятельность “Газпрома” и нидерландской компании Gasunie, которые разрабатывают планы кооперации в этом направлении. Компания Strategy Partners разрабатывает дорожную карту для развития биотопливной отрасли, а также других перспективных отраслей, которые становятся драйверами новой экономики.
Но в некоторых регионах не ждут дотаций из центра, они строят БГУ, поскольку забота об экологии выходит на первый план. В Белгородской области в апреле сдали в эксплуатацию сразу два биогазовых завода: ОАО “Региональный центр биотехнологий” с помощью немецкой компании Lipp построил метатенк емкостью 3700 кубометров, который работает на отходах свиноводства и кукурузном силосе, ГК “Агро-Белогорье” в содружестве с немецкой компанией Big Datchman -почти такой же ферментер у СГЦ по свиноводству. Руководство области поддерживает пилотные проекты тем, что обязывает энергетиков принимать в свои сети “лишнюю” электроэнергию, помогает развивать инфраструктуру. И это - очень хороший пример для подражания.
Источник: Сельская жизнь