Аналитика

Политика в области нанотехнологий: международные сопоставления

 
Павел Рудник,
Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ, Россия


В странах с развитой инновационной экономикой в продолжении последних десяти лет успешно действуют и развиваются механизмы государственной поддержки исследований и разработок в области нанотехнологий и их коммерциализации. Пионером (и часто примером) на этом пути являются Соединенные Штаты Америки, чья Национальная нанотехнологическая инициатива, стартовавшая в 2001 году, была в числе первых, открывших это крайне актуальное на сегодняшний день направление государственной научно- технической и инновационной политики. Практически в это же время поддержка развития нанотехнологий утверждается среди приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики в Японии (где нанотехнологии были включены во Второй научный и технологический базовый план на период с 2001 по 2005 гг., а в 2002 г. основан Японский нанотехнологический исследовательский сетевой центр) и в Евросоюзе (где в рамках Шестой рамочной программы исследований и технологического развития, инициированной в 2002 г., нанотехнологии заявлены в качестве приоритетного направления). В настоящее время большинство стран со значительным высокотехнологичным сектором экономики активно способствуют развитию и распространению нанотехнологий на своей территории.

Условия, в которых осуществляется политика в области нанотехнологий, сложившиеся в различных странах и регионах мира, значительно отличаются друг от друга; это касается, прежде всего, самого уровня развития нанотехнологий в данной стране или регионе. В частности, согласно источнику Nanovip International Nanotechnology Business Directory (www.nanovip.com) [1], по состоянию на ноябрь 2008 г. по всему миру зарегистрировано 1 608 нанотехнологических компаний; более 850 (!) из них – это американские компании, чуть более 100 – немецкие, чуть менее 100 – английские и т.д.; несмотря на то, что эти данные вызывают справедливую критику [1], безоговорочное лидерство США по этому показателю сомнений не вызывает. На лидерство США в области нанотехнологий также указывают результаты обследования Project on Emerging Nanotechnologies (www.nanotechproject.org), проведенного недавно американским Международным исследовательским центром Вудро Вильсона, – на август 2008 г. было выявлено 803 продукта или продуктовой линейки, произведенных с использованием нанотехнологий, из которых 426 производились американскими компаниями, 227 – в Восточной Азии, 108 – в Европе. Такая разница в позициях стран и регионов в конкурентной борьбе за первенство в разработке и внедрении нанотехнологий в значительной степени обуславливает общие принципы и конкретные механизмы политики в области нанотехнологий.

Недавнее обследование 21 страны-члена Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и 3 стран, имеющих статус наблюдателей этой организации (в их число входит и Россия), показало, что страны-респонденты реализуют различные подходы и стратегии поддержки развития нанотехнологий [2]. В некоторых странах специально для этих целей были разработаны и реализуются на общегосударственном уровне новые отдельные стратегии, в то время как в других странах поддержка развития нанотехнологий осуществляется через существующие общие механизмы поддержки технологического развития. В зависимости от особенностей системы государственного управления в той или иной стране, поддержка развития нанотехнологий может осуществляться как на государственном, так и на региональном уровнях.
 
Из 24 стран-участников обследования в 17 развитие нанотехнологий является предметом отдельной стратегии, реализуемой на уровне правительства и/или соответствующего правительственного агентства. Даты начала внедрения таких стратегий варьируются в интервале от конца 1990-х (Великобритания, 1999 г.) до начала
2010-х гг. (Австрия, где разработка стратегии продолжается, а начало внедрения запланировано на 2010 г.). Национальные стратегии некоторых стран включают
несколько инструментов политики и реализуются силами нескольких организаций, включая правительственные агентства (Великобритания, Германия);
также имеются примеры, когда наряду с национальной стратегией, направленной специально на поддержку развития нанотехнологий, эта поддержка
осуществляется в рамках какой-либо другой национальной стратегии. В то же время в 6 странах-респондентах развитие нанотехнологий поддерживается через
существующие инструменты более общего назначения (поддержка всех направлений технологического развития). В частности, в Дании в 2004 году был
принят план мероприятий по проведению Технологического форсайта датских нанонауки и нанотехнологий. До тех пор, пока этот план, вынесенный на рассмотрение правительства, не был полностью введен в действие, для поддержки развития нанотехнологий в стране были задействованы несколько различных инициатив, включая основание в 2005 г. Датского национального фонда передовых технологий и смещение фокуса внимания программ финансирования Датского совета по стратегическим исследованиям в область нанонауки и нанотехнологий. Кроме того, в одной из стран (именно, в Бельгии) не существует ни особой национальной стратегии, направленной на развитие нанотехнологий, ни каких-либо других стратегий национального уровня, которые бы предполагали поддержку развития нанотехнологий; это в одной части обусловлено децентрализацией разработки и реализации STI-политики в стране в целом, а в другой части тем, что в национальных программах финансирования исследований и разработок принята сравнительно низкая степень дифференциации их направлений.

В докладе через рассмотрение основных известных механизмов STI-политики в области нанотехнологий будет освещена соответствующая практика различных стран и регионов мира с развитым высокотехнологичным сектором экономики, а также представлен анализ применения механизмов политики в области нанотехнологий, выполненный на основе данных статистики.

Список литературы
1. Ch. Palmberg, H. Dernis, Cl. Miguet. Nanotechnology: an overview based on indicators and statistics. STI working paper 2009/7. 25.06.2009 (The document of OECD Working party on nanotechnology);
2. Inventory of national science, technology and innovation policies for nanotechnology 2008. 17.07.2009 (The document of OECD Working party on nanotechnology);
 
Архив материалов
2011 | 2010 | 2009 | 2008

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*