В качестве материала для изготовления потребительской упаковки и транспортной тары все большую популярность приобретает микрогофрокартон. Благодаря волнистой структуре, микрогофрокартон обладает высокой прочностью, при этом на его поверхность легко наклеивается тонкий плоский картон с полноцветной печатью. В результате получается легкая, но прочная упаковка самых различных конструкций с красочным изображением и оригинальной отделкой.
Производители
В 2005 году было произведено порядка 50 млн. физических листов потребительской упаковки из микрогофрокартона с офсетной печатью и 20 млн. м2 транспортной тары из микрогофрокартона. Поясним, физические листы - это листы картона/бумаги, которые сначала проходят через печатные машины для нанесения изображения, а затем склеиваются с микрогофрокартоном.
Производством потребительской упаковки из микрогофрокартона занимаются в основном полиграфические комбинаты и небольшие типографии, выпускающие широкий спектр полиграфической продукции. Первые – используют микрогофрокартон собственного производства, вторые – закупают его.
Несмотря на большое количество игроков на рынке (только в Центральном регионе насчитывается более 60 производителей), около 75% от объема производства упаковки приходится на пять компаний: ЗАО «Готэк», ООО «Мегасел», ЗАО «Санкт-Петербургская Образцовая типография», ППК «Полинтер-М» и ЗАО «Линия График».
В Группе компаний «Готэк» производством потребительской упаковки из микрогофрокартона и картона хром-эрзац занимается предприятие «Готэк-Принт». В структуре заказов упаковки из микрогофрокартона наибольшую долю (30%) имеет упаковка для алкогольной продукции, на втором и третьем местах – офисные бумаги (15%) и обувь (10%) соответственно. Также «Готэк-Принт» производит упаковку для продукции машиностроения, кондитерских изделий, средств домашнего обихода и др.
Компания «Мегасел Плюс» является типографией полного цикла. Производственный комплекс оснащен современным высокопроизводительным импортным оборудованием, сосредоточенным в одном месте. Основные виды продукции: этикет, картонная упаковка, рекламная продукция, календари, открытки, клише и валы. Порядка 50% от общего объема производства упаковки из микрогофрокартона приходится на вино, 30% - бытовая техника, остальное – подарочная и прочая упаковка.
Стоит отметить, что структура заказов упаковки из микрогофрокартона достаточно изменчива. Причина - сезонность товаров, для которых предназначается упаковка. Например, осенью падает спрос на упаковку для вина, но постепенно увеличиваются заказы новогодней упаковки.
Среди производителей транспортной тары из микрогофрокартона можно выделить ЗАО «Готэк», ОАО «Алтайкровля», филиал «Архбум» в Подольске, ПЭФ «Союз», «Стора Энсо Пакаджинг», «Каппа Санкт-Петербург», ПО «Гофра» и «Каменская КБК». Перечисленные компании являются крупными производителями транспортной тары из гофрокартона профилей «В» и «С». На этих предприятиях доля тары из микрогофрокартона в общем объеме производства гофропродукции составляет 3-5%.
Объемы импорта микрогофрокартона и упаковки из него достаточно малы – порядка 1,8 млн. м2. Основными импортерами являются следующие компании:
· «Рубежанский КТК», поставляющий 2-х и 3-х слойный, бурый и белый микрогофрокартон в листах;
· компания «Mondi Packing», поставляющая упаковку из микрогофрокартона для кондитерских изделий;
· «Киевский КБК», поставляющий бурый микрогофрокартон в листах для изготовления упаковки канцелярских товаров;
· компания «SCA Packaging», поставляющая упаковку из микрогофрокартона для кондитерских изделий.
Сфера применения
Упаковка из микрогофрокартона идеально подходит как для крупных, так и небольших по размерам товаров: начиная от инструментов, аппаратуры и бытовой техники и заканчивая кондитерскими изделиями, косметикой и фармацевтической продукцией.
В структуре производства упаковки из микрогофрокартона с офсетной печатью, составленной по данным трех лидеров рынка («Готэк», Мегасел» и «Линия График»), порядка 32% от их объема производства принадлежит упаковке для алкогольной продукции. Вторая и третья по величине доли относятся соответственно к упаковке для продукции машиностроения (13%) и парфюмерно-косметической продукции (12%).
На сегодняшний день существует практика использования двухслойного микрогофрокартона. В особых случаях, когда клиенту требуются какие-то нестандартные решения, для упаковки применяется картон гофрированным слоем наружу. Подобный способ делает упаковку стильной и оригинальной, а потому еще более привлекательной для покупателей.
Что касается прогнозов развития рынка, то здесь мнения экспертов сошлись в одном – потребление упаковки из микрогофрокартона будет увеличиваться, но дать корректную оценку довольно сложно. В компании «Мегасел» рост оценивают не более чем в 5%. В компании «Готэк» ожидают рост рынка на 15-18% ежегодно. В целом, развитие рынка будет связано с увеличением спроса со стороны существующих потребителей (например, производителей вина, ликероводочной продукции) и расширением сферы применения данной упаковки.