В 2005 г. расчетный объем рынка «тонкого» картона составил 446,3 тыс. т. (внутреннее производство + импорт - экспорт).
В денежном выражении рынок картона оценивается как минимум в 45,6 млрд. рублей или 1,6 млрд. долларов. Это приблизительная оценка, поскольку многообразие картонной упаковки (характеристики используемого картона, размеры и конструкция упаковки, цветность печати, способы отделки и т.д.) порождает сильный разброс цен на изделия.
Уровень цен на картон
Цены на мелованный картон марки «Нева» и немелованный картон марки «Ладога» (производства «Санкт-Петербургского КПК») находятся в диапазоне 22-28 тыс. рублей за 1 тонну и 16-21 тыс. рублей за 1 тонну соответственно. Окончательная цена определяется на основании технических характеристик картона, объема и региона поставок.
Диапазон цен на импортный картон различных марок представлен в таблице 1. Анализ приведен на основании прайс-листов следующих компаний: «Комус», «Александр Браун», «Дубль В», «Регент», «Берег», «Европапир» и «Пакинг».
Таблица № 1. Уровень цен на импортный картон
Марка картона |
$ за тонну (с НДС) |
SIMCOTE |
1600 |
TAMBRITE |
1580-1700 |
TAMWHITE |
1630-1650 |
CHROMOCARD |
1600-1740 |
KROMOPAK |
1280-1400 |
ALASKA |
1490-1550 |
ARKTIKA |
1550 |
STROMPACK |
1480-1600 |
UNIBOARD S |
1040-1060 |
UMKA COLOUR |
930-990 |
MULTIBOARD |
1140-1280 |
UNICOLOR |
810-880 |
Марка картона |
руб. за тонну (с НДС) |
МАРКА «МО» |
23 000 - 27 080 |
МАРКА «ММ» |
20 880 - 22 890 |
МАРКА «Н» |
20 735 - 21 880 |
Источник: прайс-листы торговых компаний
Уровень цен на картонную упаковку
Для проведения ценового анализа были сформированы заказы на расчет стоимости картонной упаковки для таких товаров, как биологически активная добавка (БАД), шоколадные конфеты, торты и чай. Основные параметры заказа: марка и плотность используемого картона, конструкция и размер коробки, тип и красочность печати, способы отделки, тираж.
Расчет стоимости по отдельным типографиям занял 1-10 дней. Полученные результаты представлены в следующих разделах. Отметим, что это только ориентировочная стоимость заказа, поскольку в изготовлении различных коробок есть ряд нюансов, учет которых может изменить цену изделия в большую или меньшую сторону.
Упаковка для БАД (флакон): 50х50х100 мм, импортный картон, офсетная печать 4 цвета, лак. Цена изделия:
· 1,41 руб. при тираже 50 тыс. шт.
· 1,19 руб. при тираже 100 тыс. шт.
Упаковка для БАД (таблетки, капсулы): 70х25х105 мм, импортный картон, офсетная печать 4 цвета, лак. Цена изделия:
· 1,22 руб. при тираже 50 тыс. шт.
· 1,02 руб. при тираже 100 тыс. шт.
Приведенные выше цены изделий не включают стоимость вырубного штампа и предпечатной подготовки.
Цены на коробки для чайных пакетиков (импортный картон, печать 4 цвета, лак) приведены в таблице 2.
Таблица № 2. Цены на коробки для чайных пакетиков
|
Цена, руб./шт.* | |
Тираж, тыс. шт. |
50 |
100 |
Упаковка для чая, 25 пакетиков |
1,67 |
1,43 |
Упаковка для чая, 50 пакетиков |
2,06 |
1,80 |
Упаковка для чая, 100 пакетиков |
3,21 |
2,97 |
* Цена изделия не включает стоимость вырубного штампа и предпечатной подготовки
Источник: Исследовательская компания «Абекейд» на основании расчетов производителей картонной упаковки
Коробка для конфет: 250х180х30, импортный картон плотностью 280 г/м2, полноцветная печать (CMYK), лак. Цена изделия: 5-7 руб. при тираже 15 тыс. шт.
Коробка для торта: 160х160х90, картон марки «Нева» плотностью 320-390 г/м2, полноцветная печать (CMYK), лак. Цена изделия: 4-6 руб.
Импорт картонной упаковки
В 2003-2005 гг. объемы импорта картонной упаковки в тоннах сократились, однако объемы импорта в денежном выражении за этот период возросли.
В 2005 году задекларированная стоимость импортированной картонной упаковки составила 218,5 млн. долларов, что на 8,2% и 14,2% превышает показатели 2004 и 2003 годов соответственно.
В рейтинге компаний-изготовителей, составленном исходя из объемов импорта картонной упаковки в денежном выражении, первое место заняла компания «ММ Графия» (20,8%), второе - компания «Sig Combibloc» (18,1%), третье – ОАО «Элопак Фастов» (7,4%).
В ходе проведенного опроса, производители упаковки отмечали, что в своей деятельности они больше ориентируются на финансовые показатели, нежели на объемы производства.