Аналитика

Рынок стеклотары (бутылка) в 2005 году.

Исследовательская компания Abercade продолжает серию мониторингов по рынку тары и упаковки. В этой статье аналитики Abercade представляют основные данные по рынку стеклобутылки в 2005 году.

До недавнего времени стеклянная тара была едва ли не единственным видом упаковки жидкостей в нашей стране. Теперь для этих целей с успехом применяются картонные «тетрапаковские» пакеты, пластиковые бутылки, металлические банки. Казалось бы, стекло должно сдать свои позиции и тихонько «отойти» в сторону. Но, тем не менее, не все так однозначно. Бутылки широко используются для розлива, хранения и транспортировки спиртных напитков (коньяка, вина, водки), а так же для  слабоалкогольных и безалкогольных напитков, пищевой продукции, парфюмерных и фармацевтических изделий.  В этом году в России продолжился рост производства пива, слабоалкогольных коктейлей, винно-водочных изделий и тонизирующих напитков, хотя темпы этого роста, по сравнению с уровнем предыдущих лет, замедлились. Соответственно, растет и спрос на тару. Так что на сегодняшний день, стеклянные бутылки являются доминирующим типом тары для напитков в России

Производство стеклобутылки в 2005 году.

Основная масса стеклобутылок, производится ёмкостью от 0,05л до 3,75л. Самые востребованные бутылки - объёмом 0,33; 0,5; 0,7; 0,75; 1 и 1,5л. На бутылку объёмом 0,5л., приходится 41% рынка алкогольных напитков. Популярность пол-литровой бутылки, обусловливается её универсальностью. В такую ёмкость разливается практически весь ассортимент алкоголя, напитков и кетчупов.

Стеклотарный рынок достаточно емкий и потребность в стекольной продукции продолжает расти.

Часть потребности предприятий пищевой промышленности обеспечивается вторичной и импортной стеклотарой. Это связано не только с нехваткой стеклотары отечественного производства, но и с ее не соответствием мировым стандартам качества. В связи с этим наши промышленники пошли по пути не только количественного, но и качественного совершенствования. С приобретением нового оборудования европейского уровня решаются данные проблемы, а также появляются и новые возможности, позволяющие выпускать эксклюзивную тару, выбирать цветовую гамму и т.д. В конкурентной борьбе "безликий облик" стеклотары исчезает, предприятия начинают фантазировать и воплощать в жизнь эксклюзивные по дизайну и по цвету бутылку, создают запоминающиеся фирменный стиль.

Благодаря более доступным ценам на отечественную стеклотару, позволяющим снижать издержки предприятия, российские производители пивобезалкогольных напитков, а также высококачественной ликероводочной продукции и виноградных вин, испытывающие нужду в оперативной доставке эксклюзивной упаковки, заинтересованы в приобретении тары у российских поставщиков.

Доказательством перспективы рынка является строительство новых стекольных заводы, открытие дополнительных линий. Также наблюдаются перепрофилирование заводов на стекольный бизнес, ряд пивоваренных и ликерных заводов начали производить собственную стеклотару.

 Доли крупнейших производителей на рынке приведены в таблице №1

 Таблица №1. Доли крупнейших производителей на рынке

Название организации

Доля производства

ООО «Русджам»

12,9%

ООО «РАСКО»

11,7%

Холдинг РКМ

10%

Группа “Веда-Пак”

6,8%

Группа предприятий ОСТ

4,2%

 

Источник: Исследовательская Компания «Аберкейд»

В 2005 году объем производства стеклобутылок в России оценивается в 8,8 млрд. изделий. Это на 1,6 млрд. больше, чем в предыдущем 2004 году. Рост таким образом составил 22,2%, против 19,8% в прошлом году.  

В ближайшие годы в России ожидается ввод дополнительных мощностей по производству пищевой стеклотары. Параллельно будет увеличиваться коэффициент загрузки существующих мощностей, который достигнет 95%. Однако планируемое участниками рынка расширение существующих и введение дополнительных мощностей не покроют дефицит продукции на рынке.

Импорт

В последнее время объемы импорта стеклотары неуклонно снижаются, что связано прежде всего с увеличением отечественного производства. Уже сегодня, после ввода новых мощностей по производству стеклотары российские производители в состоянии практически на 100 % обеспечить рынок бутылкой. Кроме того, импортные бутылки, как правило, дороже российских, и их использование снижает прибыль компаний. Стоимость отечественной бутылки на 20—30 % ниже стоимости импортной, что связано с меньшими логистическими и таможенными издержками. Сейчас импортные бутылки, по мнению большинства аналитиков, занимают не более 10 % рынка.

Ведь импорт в основном обеспечивает спрос на высококачественную пищевую стеклотару. При этом в продуктовой структуре импорта доминирующее положение занимают бутылки, основными потребителями которых являются производители алкогольных напитков и пива. В частности, за счет импорта удовлетворяется большая часть потребности в эксклюзивных бутылках. Кроме того, стабильным спросом на российском рынке пользуются импортные бутылки из цветного стекла.
Несмотря на наблюдаемое в последние годы снижение общего количества импортируемой продукции, что в первую очередь связано с устойчивой тенденцией роста внутреннего производства тары в России, в ближайшие годы уровень импорта стеклотары по-прежнему будет превышать экспорт. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока качество зарубежной продукции будет выше отечественных аналогов

Крупнейшими поставщиками бутылок на российский рынок являются Финляндия, Польша и Чехия - в сумме эти три страны обеспечивают более 75% импорта.

Экспорт

Общий рост экспорта объясняется, прежде всего, наращиванием объемов продаж компаний. Структура российского экспорта стеклотары по направлениям поставок характеризуется традиционной ориентацией на страны СНГ. Основная доля экспорта приходится на Казахстан и Украину - около 70% всего экспорта, а также Азербайджан и Молдову - в сумме более 16%.

Экспорт умеренно растёт. Как цветной так и бесцветной бутылки

Рост экспорта цветной бутылки можно назвать просто стремительным. Рынок вырос на порядок, более чем в 10 раз. Поставки бутылки бесцветной возросли также, более чем вдвое. Эти темпы роста значительно превосходят темпы роста импорта, однако до объемов в денежном выражении еще очень далеко: все продажи пока не превышают 25 млн. долларов.

 Структура потребления бутылок

На протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый рост рынка пищевой стеклотары. Так, в период с 2001 года по 2005-й среднегодовые темпы роста этого рынка составили 20,1%. В абсолютном выражении рост составил около 4,8 млрд. штук изделий емкостью 0,5 литра. По состоянию на 2005 год объем потребления пищевой стеклянной тары в России оценивается в 9,7 млрд. изделий в 0,5-литровом эквиваленте.

Основными потребителями стеклотары являются производители пива, ликероводочной продукции, вина/шампанского, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, а также пищевых продуктов. Повышение спроса на стеклобутылку стимулируется ростом производства пива, вина и прочих напитков, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения. Кроме того, дополнительный спрос на пищевую стеклотару формируется в результате увеличения доли стеклянной упаковки и снижения использования оборотной тары.

Постоянно рас­тет спрос на эксклюзивные, в том чис­ле сувенирные, бутылки. Производите­ли стараются отвечать на требования рынка и пытаются наладить производс­тво этой продукции. Сегодня все боль­ше потребителей стеклотары переста­ют заказывать сувенирные бутылки за границей (в Чехии, Германии, Италии, Австрии и т. д.) и переключаются на бо­лее дешевую и в то же время качес­твенную отечественную продукцию.

Крупные потребители тары, как например «ОСТ-Тара», на­лаживают собственное производство бутылок, стремясь достичь экономи­ческой независимости на рынке и при этом сэкономить немалые суммы. В то же время у многих средних и мелких потребителей тары (особенно в регио­нах) часто нет оборотных средств для заказа собственных сувенирных буты­лок, и поэтому они проигрывают в уси­ливающейся конкурентной борьбе. Связано это в первую очередь с высо­кой ценой разработки проекта и вы­пуска эксклюзивной тары. Заводы бе­рутся за такую работу обычно при заказе не менее 1 млн. штук (хотя в межсезонье принимаются заказы и от 100 тыс.). 

Несмотря на быстрый рост доли напитков, разливаемых в альтернативную упаковку - алюминиевые банки и в ПЭТ-тару, производство стеклянных бутылок тоже растет. Впрочем, уже сегодня можно говорить о том, что рост объемов производства стеклотары опережает рост спроса на нее, и вскоре дефицит бутылок на отечественном рынке будет ликвидирован.

Впрочем, рынок стеклянной тары напрямую зависит от развития отраслей-потребителей. Как мы знаем, прогнозы эти тоже достаточно привлекательны, особенно для России.

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Август | Сентябрь

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*