Аналитика

Рынок упаковки замороженных продуктов в 2004 году

Рынок потребительской упаковки для продуктов питания уже много лет на подъеме. Однако структура  роста существенно изменилась: фронтальный рост по всем сегментам, связанный с острым послекризисным дефицитом сменился точеным, целевым подъемом в тех сегментах потребительской упаковки, которые лучше продают продукт, соответствуют технологическим ожиданиям пищевиков и конечно конкурентны по цене. «Рынок производителя» кончился, начался период острой конкуренции за «упаковочные бюджеты» пищевых компаний. Предлагаемая серия статей подготовлена аналитиками Исследовательской компании «Аберкейд» и является по сути попыткой систематизировать те процессы и тенденции, которые определяют конъюнктуру рынка тароупаковочных изделий для пищевых продуктов и напитков. В этом номере публикуется первая статья, которая посвящена сегменту «упаковка для замороженных полуфабрикатов».

Структура рынка

Крупнейшим сегментом рынка полуфабрикатов являются пельмени, на которые приходится около 60% всех объемов продаж в стоимостном выражении. Доля замороженных мясных полуфабрикатов составляет 20% рынка, блинчики 9% и пицца около 6%.      

Таблица № 1.Структура рынка полуфабрикатов по сегментам, % в стоимостном выражении

Сегмент

Пельмени

60,7

59

Мясные полуфабрикаты

20,2

20,0

Блинчики

8,9

9,6

Пицца

5,1

6,4

Вареники

2,4

2,8

Тесто и изделия из него

1,6

1,4

Выпечка замороженная

1,1

0,8

 Источник: данные производителей, расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд» 

Наряду с пельменями, традиционным продуктом, российские потребители все чаще включают в свой рацион вареники и блинчики с начинкой — их доля на рынке постепенно растет за счет сокращения доли основного сегмента.

Рынок мясных полуфабрикатов

Российские мясокомбинаты выпускают около 40 видов разных натуральных, панированных, рубленых мясных полуфабрикатов.

Таблица № 2. Производство мясных полуфабрикатов, тыс. тонн

Год

1990

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Мясные полуфабрикаты

1075

268

219

198

244

338

353

359

Источник: ФА Росстат РФ

Рынок пельменей

Рынок пельменей является самым крупным сегментом рынка мясных полуфабрикатов, поэтому мы рассмотрим его отдельно.

Основное производство марочных пельменей сосредоточено в Северо-Западном округе, а именно, в Санкт - Петербурге и Ленинградской области. Объемы выпуска пельменной продукции в Северо-Западном округе составляют примерно 60% российского производства марочных пельменей в целом. В данном регионе расположены такие производители, как фирмы: "Талосто", "Равиоли", "Дарья", "Колпино", "Морозко", "Колибри", "Невский пищекомбинат".

В Московском регионе обьемы производства пельменей примерно в 3-4 раза ниже, чем в Санкт - Петербурге и Ленинградской области. В Московском регионе расположены такие предприятия-производители пельменей, как: "Клинский", "Биком", "МГФМ", "Ассортимент", "Мириталь" и др.

Крупным производителем пельменной продукции на российском рынке является фирма "Талосто". Компания является также крупнейшим производителем продуктов глубокой заморозки.

Рынок пиццы

Рынок пиццы является небольшим (6%), но достаточно динамично развивающимся сегментом рынка замороженных полуфабрикатов.

Пицца, представленная в России, отличается от традиционной итальянской более толстым коржом и меньшим слоем начинки. Эта особенность не касается только импортной пиццы класса «премиум» стоимостью от 100 руб. и более за стандартную упаковку.

Производство тонкой пиццы требует специальных технологий и оборудования. Большинство российских производителей выпускает пиццу в «русском варианте».

Распределение рынка пиццы в России весьма неоднородно, что объясняется, прежде всего, различием в уровне дохода населения. Так, по оценкам экспертов, на долю Москвы приходится 50-70% всего объема российского рынка пиццы. И если в целом по России сегмент замороженной пиццы занимает порядка 5-7%, то в Москве, он оценивается в 10-15%.

В последние три года отмечается значительный прирост годовых объемов производства основных игроков рынка. Этот показатель оценивается в 20-30%, а в некоторых случаях – и в 50%. В среднем, ежегодный прирост рынка, по оценкам экспертов, составляет 25-30%.

Один из крупнейших игроков рынка, экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», закупил итальянскую линию с традиционными каменными печами и использует итальянскую технологию выпечки тонкого слоя теста.

Петербургская компания «Морозко» для разработки рецептуры пригласила к сотрудничеству итальянских поваров, специализирующихся на производстве пиццы. «Дарья» планирует выпускать пиццу на мощностях, размещенных в Италии.

Наиболее популярными (около 70% рынка) являются бренды следующих производителей:

  • «Звездный» (торговая марка Casa nostra),
  • «Провиз» (марка «Фантазия»),
  • Dr.Otker, «Морозко»,
  • Freiberger (марка Erno’s)
  • Группа компаний «Что надо» (вместе с «Кок» и «Орлов и Маринетти»)
  • «Пицца Фаинд» (марка «Романтика»)
  • «Дока-БВП» (марка «Круззо»).

Структура рынка упаковки для полуфабрикатов

Рынок упаковки для полуфабрикатов можно разделить на несколько больших групп:

  • Рынок упаковки для  мясных полуфабрикатов
  • Рынок упаковки для  пельменей
  • Рынок упаковки для пиццы

Для оценки объема и структуры рынка упаковки для данного сегмента применялась следующая  методика:

 За основу взяты данные ФА Росстат и данные компаний-производителей полуфабрикатов. На основе экспертных оценок получены данные о долевом соотношении производства и импорта в потреблении. Потребление упаковочных изделий рассчитано на основе данных об объемах производства полуфабрикатов и норме расхода упаковочного материала на 1 единицу изделия.

Рынок упаковки для  мясных полуфабрикатов

Производство мясных полуфабрикатов в России составляет 91,2 тысяч тонн. Это составляют порядка 20% рынка полуфабрикатов в России.

Основной упаковкой для мясных полуфабрикатов является картонная упаковка, это 85% рынка.  Остальные 15%  пакуются в комплексную (вспененные контейнеры и ПВХ-стреч плёнка) упаковку.

 Мясные полуфабрикаты производят весом от  до . Самая распространённая является вес (55 %)  и 330 гр. (30 %). Оставшиеся 15 % - это продукция, фасованная в пачки по 320 гр., 390 гр., 400 гр. , 1.5 и . Для этой группы эксперты считают средний вес равным 400 гр. 

Структура рынка упаковочных изделий для мясных полуфабрикатов имеет следующий вид.

  Таблица 3. Рынок упаковки для мясных полуфабрикатов  в денежном выражении

Вид упаковки

Доля, %

Упаковка из картона

76,4 %

Контейнеры

10,4 %

Стрейч-пленка

13,2 %

Всего

100 %

 Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»

Рынок упаковки для  пельменей

Рынок пельменей составляет 59% от общего производства полуфабрикатов.

Пельмени упаковываются в следующие виды упаковки:

  • Пакеты из полипропиленовой плёнки
  • Коробки из картона
  • Комбинированная упаковка (вспененные контейнеры и ПВХ-стрейч плёнка)

Самым популярным видом упаковки являются пакеты из полипропиленовой плёнки, на их долю приходится 95% всей упаковки для пельменей, 2,9% упаковываются в коробки из картона и ещё 2,1% приходится на комбинированную упаковку.

Пельмени производят в упаковке весом  от 330 до , самыми продаваемыми являются упаковки (80 %) и  (10 %).  Средний вес для оставшихся 10 % составляет 400 гр. 

Из полипропиленовой пленки изготавливаются пакеты разного объема. Одно из основных отличий, отмеченное производителями пельменей, этого вида от картонной упаковки, это возможность покупателю увидеть сам продукт.

В целом структура рынка упаковки для пельменей имеет следующий вид

Таблица № 4.

Вид упаковки

Доля, %

Полипропиленовые пакеты

80 %

Картон

17,4 %

Контейнеры

1,2 %

Стрейч-пленка

1,4 %

Всего

100 %

Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»

Рынок упаковки для пиццы

Для упаковки пиццы используются картон и пленка. По оценкам производителей пиццы примерно 60% продукции упаковывается в картонные коробки. Остальные 40% приходится на плёнку. Пленка чаще всего используется для упаковывания пиццы весом не более .

Весовых категорий пиццы много: ассортимент начинается от  и заканчивается 4,5 килограммами, но производители могут сделать на заказ пиццу и большего веса.

Таблица 5. Структура  потребления упаковки 

Вид упаковки

Объем потребляемой упаковки, шт.

Картонная

39,3 %

Плёнка

60,7 %

Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Август | Сентябрь

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*