Рынок потребительской упаковки для продуктов питания уже много лет на подъеме. Однако структура роста существенно изменилась: фронтальный рост по всем сегментам, связанный с острым послекризисным дефицитом сменился точеным, целевым подъемом в тех сегментах потребительской упаковки, которые лучше продают продукт, соответствуют технологическим ожиданиям пищевиков и конечно конкурентны по цене. «Рынок производителя» кончился, начался период острой конкуренции за «упаковочные бюджеты» пищевых компаний. Предлагаемая серия статей подготовлена аналитиками Исследовательской компании «Аберкейд» и является по сути попыткой систематизировать те процессы и тенденции, которые определяют конъюнктуру рынка тароупаковочных изделий для пищевых продуктов и напитков. В этом номере публикуется первая статья, которая посвящена сегменту «упаковка для замороженных полуфабрикатов».
Структура рынка
Крупнейшим сегментом рынка полуфабрикатов являются пельмени, на которые приходится около 60% всех объемов продаж в стоимостном выражении. Доля замороженных мясных полуфабрикатов составляет 20% рынка, блинчики 9% и пицца около 6%.
Таблица № 1.Структура рынка полуфабрикатов по сегментам, % в стоимостном выражении
Сегмент |
|
|
Пельмени |
60,7 |
59 |
Мясные полуфабрикаты |
20,2 |
20,0 |
Блинчики |
8,9 |
9,6 |
Пицца |
5,1 |
6,4 |
Вареники |
2,4 |
2,8 |
Тесто и изделия из него |
1,6 |
1,4 |
Выпечка замороженная |
1,1 |
0,8 |
Источник: данные производителей, расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»
Наряду с пельменями, традиционным продуктом, российские потребители все чаще включают в свой рацион вареники и блинчики с начинкой — их доля на рынке постепенно растет за счет сокращения доли основного сегмента.
Рынок мясных полуфабрикатов
Российские мясокомбинаты выпускают около 40 видов разных натуральных, панированных, рубленых мясных полуфабрикатов.
Таблица № 2. Производство мясных полуфабрикатов, тыс. тонн
Год |
1990 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Мясные полуфабрикаты |
1075 |
268 |
219 |
198 |
244 |
338 |
353 |
359 |
Источник: ФА Росстат РФ
Рынок пельменей
Рынок пельменей является самым крупным сегментом рынка мясных полуфабрикатов, поэтому мы рассмотрим его отдельно.
Основное производство марочных пельменей сосредоточено в Северо-Западном округе, а именно, в Санкт - Петербурге и Ленинградской области. Объемы выпуска пельменной продукции в Северо-Западном округе составляют примерно 60% российского производства марочных пельменей в целом. В данном регионе расположены такие производители, как фирмы: "Талосто", "Равиоли", "Дарья", "Колпино", "Морозко", "Колибри", "Невский пищекомбинат".
В Московском регионе обьемы производства пельменей примерно в 3-4 раза ниже, чем в Санкт - Петербурге и Ленинградской области. В Московском регионе расположены такие предприятия-производители пельменей, как: "Клинский", "Биком", "МГФМ", "Ассортимент", "Мириталь" и др.
Крупным производителем пельменной продукции на российском рынке является фирма "Талосто". Компания является также крупнейшим производителем продуктов глубокой заморозки.
Рынок пиццы
Рынок пиццы является небольшим (6%), но достаточно динамично развивающимся сегментом рынка замороженных полуфабрикатов.
Пицца, представленная в России, отличается от традиционной итальянской более толстым коржом и меньшим слоем начинки. Эта особенность не касается только импортной пиццы класса «премиум» стоимостью от 100 руб. и более за стандартную упаковку.
Производство тонкой пиццы требует специальных технологий и оборудования. Большинство российских производителей выпускает пиццу в «русском варианте».
Распределение рынка пиццы в России весьма неоднородно, что объясняется, прежде всего, различием в уровне дохода населения. Так, по оценкам экспертов, на долю Москвы приходится 50-70% всего объема российского рынка пиццы. И если в целом по России сегмент замороженной пиццы занимает порядка 5-7%, то в Москве, он оценивается в 10-15%.
В последние три года отмечается значительный прирост годовых объемов производства основных игроков рынка. Этот показатель оценивается в 20-30%, а в некоторых случаях – и в 50%. В среднем, ежегодный прирост рынка, по оценкам экспертов, составляет 25-30%.
Один из крупнейших игроков рынка, экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», закупил итальянскую линию с традиционными каменными печами и использует итальянскую технологию выпечки тонкого слоя теста.
Петербургская компания «Морозко» для разработки рецептуры пригласила к сотрудничеству итальянских поваров, специализирующихся на производстве пиццы. «Дарья» планирует выпускать пиццу на мощностях, размещенных в Италии.
Наиболее популярными (около 70% рынка) являются бренды следующих производителей:
-
«Звездный» (торговая марка Casa nostra),
-
«Провиз» (марка «Фантазия»),
-
Dr.Otker, «Морозко»,
-
Freiberger (марка Erno’s)
-
Группа компаний «Что надо» (вместе с «Кок» и «Орлов и Маринетти»)
-
«Пицца Фаинд» (марка «Романтика»)
-
«Дока-БВП» (марка «Круззо»).
Структура рынка упаковки для полуфабрикатов
Рынок упаковки для полуфабрикатов можно разделить на несколько больших групп:
-
Рынок упаковки для мясных полуфабрикатов
-
Рынок упаковки для пельменей
-
Рынок упаковки для пиццы
Для оценки объема и структуры рынка упаковки для данного сегмента применялась следующая методика:
За основу взяты данные ФА Росстат и данные компаний-производителей полуфабрикатов. На основе экспертных оценок получены данные о долевом соотношении производства и импорта в потреблении. Потребление упаковочных изделий рассчитано на основе данных об объемах производства полуфабрикатов и норме расхода упаковочного материала на 1 единицу изделия.
Рынок упаковки для мясных полуфабрикатов
Производство мясных полуфабрикатов в России составляет 91,2 тысяч тонн. Это составляют порядка 20% рынка полуфабрикатов в России.
Основной упаковкой для мясных полуфабрикатов является картонная упаковка, это 85% рынка. Остальные 15% пакуются в комплексную (вспененные контейнеры и ПВХ-стреч плёнка) упаковку.
Мясные полуфабрикаты производят весом от до . Самая распространённая является вес (55 %) и 330 гр. (30 %). Оставшиеся 15 % - это продукция, фасованная в пачки по 320 гр., 390 гр., 400 гр. , 1.5 и . Для этой группы эксперты считают средний вес равным 400 гр.
Структура рынка упаковочных изделий для мясных полуфабрикатов имеет следующий вид.
Таблица 3. Рынок упаковки для мясных полуфабрикатов в денежном выражении
Вид упаковки |
Доля, % |
Упаковка из картона |
76,4 % |
Контейнеры |
10,4 % |
Стрейч-пленка |
13,2 % |
Всего |
100 % |
Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»
Рынок упаковки для пельменей
Рынок пельменей составляет 59% от общего производства полуфабрикатов.
Пельмени упаковываются в следующие виды упаковки:
-
Пакеты из полипропиленовой плёнки
-
Коробки из картона
-
Комбинированная упаковка (вспененные контейнеры и ПВХ-стрейч плёнка)
Самым популярным видом упаковки являются пакеты из полипропиленовой плёнки, на их долю приходится 95% всей упаковки для пельменей, 2,9% упаковываются в коробки из картона и ещё 2,1% приходится на комбинированную упаковку.
Пельмени производят в упаковке весом от 330 до , самыми продаваемыми являются упаковки (80 %) и (10 %). Средний вес для оставшихся 10 % составляет 400 гр.
Из полипропиленовой пленки изготавливаются пакеты разного объема. Одно из основных отличий, отмеченное производителями пельменей, этого вида от картонной упаковки, это возможность покупателю увидеть сам продукт.
В целом структура рынка упаковки для пельменей имеет следующий вид
Таблица № 4.
Вид упаковки |
Доля, % |
Полипропиленовые пакеты |
80 % |
Картон |
17,4 % |
Контейнеры |
1,2 % |
Стрейч-пленка |
1,4 % |
Всего |
100 % |
Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»
Рынок упаковки для пиццы
Для упаковки пиццы используются картон и пленка. По оценкам производителей пиццы примерно 60% продукции упаковывается в картонные коробки. Остальные 40% приходится на плёнку. Пленка чаще всего используется для упаковывания пиццы весом не более .
Весовых категорий пиццы много: ассортимент начинается от и заканчивается 4,5 килограммами, но производители могут сделать на заказ пиццу и большего веса.
Таблица 5. Структура потребления упаковки
Вид упаковки |
Объем потребляемой упаковки, шт. |
Картонная |
39,3 % |
Плёнка |
60,7 % |
Расчеты: Исследовательская компания «Аберкейд»