Аналитика

Стеклотара: прогноз потребности по основным отраслям в 2005 году

Исследовательская компания Abercade провела опрос ведущих производителей упаковки и аналитиков инвестиционных банков на тему "Оценка инвестиционной привлекательности индустрии упаковки". Большинство экспертов выделили рынок стеклотары как один из самых приоритетных для инвестиций.

В предлагаемой статье дается оценка общей емкости рынка стеклотары и оценка потребности в стеклотаре по основным отраслям -потребителям.

Производство ликеро-водочных изделий

В таблице № 1 приводятся данные по производству ликероводочных изделий в России за последние пять лет.

Таблица №1 . Производство ликероводочных изделий в РФ.

Год
2000
2001
2002
2003
2004
Объем производства (млн. дкл.)
123
131
140
135
136

Источник: Росстат РФ

Как следует из представленных данных, легальное производство крепкого алкоголя сокращается. В 2005 году эта тенденция подтвердилась: по сообщению Национальной алкогольной ассоциации (НАА) производство ликеро-водочных изделий в 1-ом квартале сократилось. В частности, производство водки сократилось на 12 %. Объем производства водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) за январь-август 2005г. снизился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. - до 75,9 млн. дал.
На самом деле, за счет нелегального (теневого) выпуска этой продукции, который, по разным оценкам, может составлять от 40% до 80% розничного оборота этой продукции в РФ, реальный выпуск водки может иметь неплохую динамику. Высокие акцизы заставляют производителей уходить в тень, а так же стимулируют появление нелегальных производств. Продукция таких предприятий стоит в разы дешевле (не дороже 40 рублей) и ее можно купить даже в крупных сетевых магазинах. В этой ситуации крупные национальные производители сталкиваются с резким падением прибыли при условии строго легального производства. До конца года по оценки Сергея Зивенко (ТПГ "Кристалл") падение производства водки может достичь 30 %.
С учетом "теневого" производства, ликероводочная продукция - крупнейший потребитель стеклотары. Для оценки потребности в таре по этому сегменту, аналитики Аберкейд исходили из следующих допущений:
1. Вся продукция тарируется только в стеклотару и доля оборотной тары в данном сегменте не высока (от 10 до 20 %).
2. Общий (с учетом "теневого") объем производства ЛВИ будет расти с темпом 1-2 % в год.
3. Доля импортной стеклотары постепенно сократится, после ввода в России новых предприятий по производству тары, способных изготовить бутылку для ЛВИ класса "премиум".

В результате проведенных расчетов потребность в новых бутылках российского производства в 2004 году составила 3,6-4 млрд. штук. При условии, что суммарное потребление ЛВИ (легальное и теневое производство) будет демонстрировать умеренный рост (1-2 % в год), а доля импорта сократится до статистически незначимой (что возможно при условии строительства в России мощностей по производству стеклотары для ЛВИ класса премиум), потребность в бутылке для данной отрасли может возрасти до уровня 6-6,5 млрд. бутылок в 2010 году.

Рынок пива

Российский рынок пива демонстрирует самые низкие темпы роста за посткризисный период: по итогам первых шести месяцев 2005 года рост составил всего 3,7%. Пивовары и законодатели связывают это с ограничением рекламы и потребления пива. И это, судя по всему, долговременная тенденция - в ближайшие три года о росте пивного рынка более чем на 2% можно забыть.

В таблице № 2 представлены данные по производству пива в РФ.

Таблица № 2. Производство пива в РФ.

Год
2000
2001
2002
2003
2004
Объем производства (млн. дкл.)
516
638
703
755
842

Источник: ФА Росстат

Оценивая потенциал потребления стеклотары в пивной отрасли мы сходили из следующих прогнозов.

  1. Доля пива, тарируемого в стеклянную бутылку, будет сохраняться на уровне 45-50 %.
  2. Доля оборотной тары в пивоварении составляет до 50 %, но будет сокращаться с вводом в строй новых производств стеклотары и усилением конкуренции на пивном рынке ("индивидуализация" стеклотары - важнейший элемент маркетинговой стратегии производителей пива).
  3. Тем роста пивного рынка не превысит 2 % в год.

Таким образом, текущая оценка потребности в стеклотаре для производства пива составляет 3 673 млрд. штук. Оценка потребности в пивной бутылке в 2010 году составит 6,26 млрд. штук.

Рынок вина

Отечественный рынок вина находится в стадии динамичного роста. Ежегодные темпы роста потребления составляют 18 %. Растет не только импорт, но и внутреннее производство вин.

Данные по объемам производства вин приводятся в таблице № 3.

Таблица № 3. Производство вин в РФ.

Год
2000
2001
2002
2003
2004
вина виноградные
24,1
27,4
33,3
36,5
39,1
вина плодовые
2,8
3,5
2,6
3,2
4,2
вина шампанские и игристые
6,8
7,7
8,1
8,8
12,1

Источник: ФА Росстат

Потребность в бутылке для производства вина составила в 2004 году 484 млн. шт. До 2010 года этот показатель может вырасти в 2,5 раза (при условии, что рынок вырастет в 3 раза, но значительно увеличится тарирование вин в картонные многослойные пакеты, что соответствует общеевропейским тенденциям) и составит 1 210 млрд. шт.

Рынок консервов

В таблице № 4 представлены данные по объему производства консервов за 2000-2004 год. Следует отметить, что в этой товарной группе Росстат учитывает так же соки, что отражается на отношении строки "консервы всего" и суммы строк по видам консервов.

Таблица № 4. Производство консервов в РФ (млн. усл. банок).

Год
2000
2001
2002
2003
2004
консервы всего
3223
4247
5606
7204
8277
консервы овощные
386
417
502
508
485
томатные (продукция томатная, соки, напитки, пасты, пюре и соусы)
215
278
371
388
456
консервы плодовые и ягодные
114
118
120
140
136
мясные и мясорастительные
508
542
555
513
448
консервы и пресервы рыбные
531
610
630
705
778
консервы плодо-овощные
715
813
993
1036
1077

Источник: ФА Росстат

В 2004 году российские предприятия увеличили производство плодово-овощных консервов чуть менее чем на 4 % (в 2003 году на 4,4 % по сравнению с 2002 годом). Выпуск продукции составил 1,077 млрд. условных банок (у/б). Российский консервный рынок фруктов и овощей на 85 % занят импортной продукцией. Увеличение производства в отрасли в основном идет за счет так называемой фруктовой группы (детские пюре и соки, др.). В то же время российские производители постоянно сталкиваются с дефицитом сырья: помидоров, огурцов, горошка, кукурузы и т. д., так как отечественное садоводство и овощеводство находятся в плачевном состоянии и урожайность плодовых культур с каждым годом сокращается. Кроме того, производственные мощности большинства консервных заводов, оставшихся с советских времен, устарели как морально, так и физически и требуют модернизации.

Прогнозируется постепенное перемещение крупнейших международных игроков в Россию. В 2004-2005 годах уже появились примеры покупок крупнейшими компаниями производственных мощностей в России. Таким образом, в течение ближайших 5 лет мы можем прогнозировать следующие тенденции:

  1. Замедление темпов роста потребления консервированной продукции до 15 % в год (консервативный сценарий) либо сохранение темпов роста потребления на сегодняшнем уровне.
  2. Сокращение импорта с сегодняшних 85 % до 60 % (консервативный сценарий) или до 40 % за счет переноса производств крупнейших компаний в Россию.
  3. Доля импорта стеклобанки существенно сократится
  4. Доля оборотной тары (около 30 %) сократится.

Общий объем потребления стеклобанки для консервирования составляет 1 204 млн. шт. Потребность в стеклобанке может вырасти до уровня 8,5-10 млрд. шт.

Производство и потребление стеклотары.

В таблицах № 5 и № 6 представлены данные по производству стеклобанки и бутылки за последние несколько лет.

Таблица № 5.

2000
2001
2002
2003
2004
2833
3688
4348
5379
6902

Источник: ФА Росстат


Источник: ФА Росстат

Таблица № 6.

2000
2001
2002
2003
2004
742
839
889
1069
1080

Источник: ФА Росстат


Источник: ФА Росстат

Следует отметить, что в 2004-2006 годах проводится интенсивная модернизация стеклотарных производств и строительство новых предприятий. По оценкам Исследовательской компании "Аберкейд" суммарный дополнительный ввод производственных мощностей может составить более 9 млрд. единиц стеклотары к 2010 году. Это означает фактическое удвоение рынка. Однако как показывают прогнозы потребности в стеклотаре по основным отраслям даже такой рост внутреннего производства оставляет пространство для новых проектов: дефицит в стеклотаре всех видов может достигать 30 %.
Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Август | Сентябрь

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*