Исследовательская компания Abercade провела опрос ведущих производителей упаковки и аналитиков инвестиционных банков на тему "Оценка инвестиционной привлекательности индустрии упаковки". Большинство экспертов выделили рынок стеклотары как один из самых приоритетных для инвестиций.
В предлагаемой статье дается оценка общей емкости рынка стеклотары и оценка потребности в стеклотаре по основным отраслям -потребителям.
Производство ликеро-водочных изделий
В таблице № 1 приводятся данные по производству ликероводочных изделий в России за последние пять лет.
Таблица №1 . Производство ликероводочных изделий в РФ.
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Объем производства (млн. дкл.) |
123 |
131 |
140 |
135 |
136 |
Источник: Росстат РФ
Как следует из представленных данных, легальное производство крепкого алкоголя сокращается. В 2005 году эта тенденция подтвердилась: по сообщению Национальной алкогольной ассоциации (НАА) производство ликеро-водочных изделий в 1-ом квартале сократилось. В частности, производство водки сократилось на 12 %. Объем производства водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) за январь-август 2005г. снизился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. - до 75,9 млн. дал.
На самом деле, за счет нелегального (теневого) выпуска этой продукции, который, по разным оценкам, может составлять от 40% до 80% розничного оборота этой продукции в РФ, реальный выпуск водки может иметь неплохую динамику. Высокие акцизы заставляют производителей уходить в тень, а так же стимулируют появление нелегальных производств. Продукция таких предприятий стоит в разы дешевле (не дороже 40 рублей) и ее можно купить даже в крупных сетевых магазинах. В этой ситуации крупные национальные производители сталкиваются с резким падением прибыли при условии строго легального производства. До конца года по оценки Сергея Зивенко (ТПГ "Кристалл") падение производства водки может достичь 30 %.
С учетом "теневого" производства, ликероводочная продукция - крупнейший потребитель стеклотары. Для оценки потребности в таре по этому сегменту, аналитики Аберкейд исходили из следующих допущений:
1. Вся продукция тарируется только в стеклотару и доля оборотной тары в данном сегменте не высока (от 10 до 20 %).
2. Общий (с учетом "теневого") объем производства ЛВИ будет расти с темпом 1-2 % в год.
3. Доля импортной стеклотары постепенно сократится, после ввода в России новых предприятий по производству тары, способных изготовить бутылку для ЛВИ класса "премиум".
В результате проведенных расчетов потребность в новых бутылках российского производства в 2004 году составила 3,6-4 млрд. штук. При условии, что суммарное потребление ЛВИ (легальное и теневое производство) будет демонстрировать умеренный рост (1-2 % в год), а доля импорта сократится до статистически незначимой (что возможно при условии строительства в России мощностей по производству стеклотары для ЛВИ класса премиум), потребность в бутылке для данной отрасли может возрасти до уровня 6-6,5 млрд. бутылок в 2010 году.
Рынок пива
Российский рынок пива демонстрирует самые низкие темпы роста за посткризисный период: по итогам первых шести месяцев 2005 года рост составил всего 3,7%. Пивовары и законодатели связывают это с ограничением рекламы и потребления пива. И это, судя по всему, долговременная тенденция - в ближайшие три года о росте пивного рынка более чем на 2% можно забыть.
В таблице № 2 представлены данные по производству пива в РФ.
Таблица № 2. Производство пива в РФ.
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Объем производства (млн. дкл.) |
516 |
638 |
703 |
755 |
842 |
Источник: ФА Росстат
Оценивая потенциал потребления стеклотары в пивной отрасли мы сходили из следующих прогнозов.
-
Доля пива, тарируемого в стеклянную бутылку, будет сохраняться на уровне 45-50 %.
-
Доля оборотной тары в пивоварении составляет до 50 %, но будет сокращаться с вводом в строй новых производств стеклотары и усилением конкуренции на пивном рынке ("индивидуализация" стеклотары - важнейший элемент маркетинговой стратегии производителей пива).
-
Тем роста пивного рынка не превысит 2 % в год.
Таким образом, текущая оценка потребности в стеклотаре для производства пива составляет 3 673 млрд. штук. Оценка потребности в пивной бутылке в 2010 году составит 6,26 млрд. штук.
Рынок вина
Отечественный рынок вина находится в стадии динамичного роста. Ежегодные темпы роста потребления составляют 18 %. Растет не только импорт, но и внутреннее производство вин.
Данные по объемам производства вин приводятся в таблице № 3.
Таблица № 3. Производство вин в РФ.
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
вина виноградные |
24,1 |
27,4 |
33,3 |
36,5 |
39,1 |
вина плодовые |
2,8 |
3,5 |
2,6 |
3,2 |
4,2 |
вина шампанские и игристые |
6,8 |
7,7 |
8,1 |
8,8 |
12,1 |
Источник: ФА Росстат
Потребность в бутылке для производства вина составила в 2004 году 484 млн. шт. До 2010 года этот показатель может вырасти в 2,5 раза (при условии, что рынок вырастет в 3 раза, но значительно увеличится тарирование вин в картонные многослойные пакеты, что соответствует общеевропейским тенденциям) и составит 1 210 млрд. шт.
Рынок консервов
В таблице № 4 представлены данные по объему производства консервов за 2000-2004 год. Следует отметить, что в этой товарной группе Росстат учитывает так же соки, что отражается на отношении строки "консервы всего" и суммы строк по видам консервов.
Таблица № 4. Производство консервов в РФ (млн. усл. банок).
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
консервы всего |
3223 |
4247 |
5606 |
7204 |
8277 |
консервы овощные |
386 |
417 |
502 |
508 |
485 |
томатные (продукция томатная, соки, напитки, пасты, пюре и соусы) |
215 |
278 |
371 |
388 |
456 |
консервы плодовые и ягодные |
114 |
118 |
120 |
140 |
136 |
мясные и мясорастительные |
508 |
542 |
555 |
513 |
448 |
консервы и пресервы рыбные |
531 |
610 |
630 |
705 |
778 |
консервы плодо-овощные |
715 |
813 |
993 |
1036 |
1077 |
Источник: ФА Росстат
В 2004 году российские предприятия увеличили производство плодово-овощных консервов чуть менее чем на 4 % (в 2003 году на 4,4 % по сравнению с 2002 годом). Выпуск продукции составил 1,077 млрд. условных банок (у/б). Российский консервный рынок фруктов и овощей на 85 % занят импортной продукцией. Увеличение производства в отрасли в основном идет за счет так называемой фруктовой группы (детские пюре и соки, др.). В то же время российские производители постоянно сталкиваются с дефицитом сырья: помидоров, огурцов, горошка, кукурузы и т. д., так как отечественное садоводство и овощеводство находятся в плачевном состоянии и урожайность плодовых культур с каждым годом сокращается. Кроме того, производственные мощности большинства консервных заводов, оставшихся с советских времен, устарели как морально, так и физически и требуют модернизации.
Прогнозируется постепенное перемещение крупнейших международных игроков в Россию. В 2004-2005 годах уже появились примеры покупок крупнейшими компаниями производственных мощностей в России. Таким образом, в течение ближайших 5 лет мы можем прогнозировать следующие тенденции:
-
Замедление темпов роста потребления консервированной продукции до 15 % в год (консервативный сценарий) либо сохранение темпов роста потребления на сегодняшнем уровне.
-
Сокращение импорта с сегодняшних 85 % до 60 % (консервативный сценарий) или до 40 % за счет переноса производств крупнейших компаний в Россию.
-
Доля импорта стеклобанки существенно сократится
-
Доля оборотной тары (около 30 %) сократится.
Общий объем потребления стеклобанки для консервирования составляет 1 204 млн. шт. Потребность в стеклобанке может вырасти до уровня 8,5-10 млрд. шт.
Производство и потребление стеклотары.
В таблицах № 5 и № 6 представлены данные по производству стеклобанки и бутылки за последние несколько лет.
Таблица № 5.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2833 |
3688 |
4348 |
5379 |
6902 |
Источник: ФА Росстат
Источник: ФА Росстат
Таблица № 6.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
742 |
839 |
889 |
1069 |
1080 |
Источник: ФА Росстат
Источник: ФА Росстат