Аналитика

Обзор рынка картона для изготовления потребительской тары и упаковки в2006 г.

Складная картонная коробка является одним из самых распространенных видом упаковки потребительских товаров. Причины, по которым она стала так широко использоваться, достаточно очевидны: экономичный материал, относительная дешевизна производства и сборки упаковки, а также удобство хранения и транспортирования.

На картонных коробках может выполняться высококачественная печать и тиснение изображений, благодаря чему упаковка становится более заметной, а ценность и привлекательность самой продукции повышается. Упаковка из картона находит применение в самых разных сферах. Она используется для упаковывания пищевых (в том числе замороженных) продуктов: кондитерских изделий, чая, кофе, шоколада, печенья, готовых завтраков. А также для сигарет, парфюмерно-косметической продукции, лекарств, продукции бытовой химии, обуви, игрушек и т.п.

Универсальные возможности картонной упаковки заключаются в многообразии размеров и конструкций коробок. Кроме того, на такой упаковке могут быть предусмотрены дополнительные детали и приспособления, которые весьма незначительно отражаются на ее себестоимости.

Классификация картонов

Картон, применяемый для изготовления потребительской тары и упаковки, в зависимости от состава и возможности печати принято разделять на следующие типы (ГОСТ 7933-89):

Хромовый картон - мелованный или немелованный картон, из беленой целлюлозы. Для изготовления потребительской тары с многокрасочной печатью

Картон хром-эрзац - картон из беленой и небеленой целлюлозы, древесной массы и макулатуры, с мелованным покрытием. Применяется в основном для изготовления потребительской тары с одно- и многокрасочной печатью.

Коробочный картон - из небеленой целлюлозы, древесной массы и макулатуры. Для изготовления потребительской и групповой тары без печати.

Картон для потребительской тары часто называют «тонким» картоном.

Европейские производители используют классификацию картонов по составу.

1. SBS - Solid Bleached Board (Sulphate) - цельный чистоцеллюлозный картон (из беленой сульфатной целлюлозы). Данный вид картона, как правило, имеет 2-4 цельных целлюлозных слоя, одностороннего мелования, белизна лицевой поверхности - 90%. Характерные плотности - 185-390 г/м2.

Картон из первичных волокон имеет существенные преимущества по жесткости и гладкости, но главный его недостаток – высокая цена. Данный вид картона преобладает в сфере упаковки пищевых продуктов, фармацевтической и косметико-парфюмерной продукции, а также используется в других областях, где первостепенную важность имеют высокая прочность, привлекательность для потребителя и возможность обработки на высокоскоростных упаковочных машинах.2. FBB - Folding Boxboard- картон хром-эрзац. Данный вид картона представляет собой трехслойный коробочный картон, как правило, двухсторонний. Верхний слой изготовлен из беленой химической целлюлозы (мелованный или без покрытия). Средний слой содержит древесную массу. Нижний слой либо кремового, либо белого цвета, как правило, имеет легкое мелование. Путем комбинирования свойств слоев достигается высокая жесткость, что позволяет использовать в той же сфере, как и чистоцеллюлозный картон. Масса картона - 200-340 г/кв.м.

3. WLC - White Lined Chipboard– макулатурный мелованный картон. При производстве таких картонов, наряду с целлюлозой и древмассой, используется макулатура. Верхний и нижний слои изготавливают из макулатуры высшего качества, в то время как средние - из менее качественной макулатуры, что приводит к существенному удешевлению стоимости картона, но и к уменьшению пухлости и жесткости картона. Масса макулатурного картона от 200 до 600 г/кв.м. Наиболее популярен картон массой 250-300 г/кв.м. Макулатурные картоны используются для массового производства упаковки товаров; там, где требования к снижению стоимости упаковки особенно жесткие.

3. WLC - White Lined Chipboard– макулатурный мелованный картон. При производстве таких картонов, наряду с целлюлозой и древмассой, используется макулатура. Верхний и нижний слои изготавливают из макулатуры высшего качества, в то время как средние - из менее качественной макулатуры, что приводит к существенному удешевлению стоимости картона, но и к уменьшению пухлости и жесткости картона. Масса макулатурного картона от 200 до 600 г/кв.м. Наиболее популярен картон массой 250-300 г/кв.м. Макулатурные картоны используются для массового производства упаковки товаров; там, где требования к снижению стоимости упаковки особенно жесткие.

3. WLC - White Lined Chipboard– макулатурный мелованный картон. При производстве таких картонов, наряду с целлюлозой и древмассой, используется макулатура. Верхний и нижний слои изготавливают из макулатуры высшего качества, в то время как средние - из менее качественной макулатуры, что приводит к существенному удешевлению стоимости картона, но и к уменьшению пухлости и жесткости картона. Масса макулатурного картона от 200 до 600 г/кв.м. Наиболее популярен картон массой 250-300 г/кв.м. Макулатурные картоны используются для массового производства упаковки товаров; там, где требования к снижению стоимости упаковки особенно жесткие,

Внутреннее производство

Всего за 2006 год в России произведено около 3,5 млн. тонн картона. Объем производства картона, предназначенного для изготовления потребительской тары и упаковки, составил 273,6 тыс. тонн (7,8% от общего производства картона). Это на 12,4% больше показателя 2005 года.

В 2006 году порядка 63% картона для изготовления потребительской упаковки было произведено в Северо-Западном регионе. Здесь располагаются ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ОАО «Кондопога» (реализует коробочный картон ООО «Суоярвская картонная фабрика») и ЗАО «Санкт-петербургский завод «Картонтоль».

На долю Центрального ФО приходилось порядка 35% от объемов производства. Основными производителями в этом регионе являются ЗАО «Алексинская БКФ» (ЗАО «Акид»), ЗАО «Пролетарий» и ЗАО «Рязанский КРЗ».

Главным производителем картона хром-эрзац, по-прежнему, остается ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат». Комбинат производит мелованный картон хром-эрзац марки «Нева» и немелованный – «Ладога». Часть произведенного картона реализуется в листах или ролях, часть идет на собственное производство упаковки.

ЗАО «Пролетарий» выпускает немелованный картон хром-эрзац и коробочный картон. Остальные предприятия – только коробочный картон (марки «В»), который используется не только для изготовления тары и упаковки без печати, но и в качестве прокладок в галантерейной промышленности, как прокладочный материал для промышленных товаров, для обшивки железнодорожных вагонов, в качестве основы при производстве кровельных материалов.

Экспорт «тонкого» картона

В 2006 году объем экспорта картона, предназначенного для изготовления потребительской тары и упаковки, составил 4553 тонн. Это 1,7% от внутреннего производства. По сравнению с предыдущим годом объем экспорта картона увеличился на 1100 тонн (+32%).

Порядка 57% объема экспортных поставок картона приходится на Санкт-Петербургский КПК.

Большинство стран, импортирующих картон из России, - это страны СНГ. Среди них наиболее крупным партнером является Казахстан: в 2006 году на его долю приходилось 54% всего экспорта картона, предназначенного для изготовления потребительской тары. Меньше экспортируется в Украину, Узбекистан (по 9,0% экспорта) и прочие страны.

Единственной страной Западной Европы, куда экспортируется картон, является Финляндия (19% экспорта). В эту страну поставляется коробочный картон марки «В» производства ОАО «Кондопога».

Импорт «тонкого» картона

Внутреннее производство картона хром-эрзац не удовлетворяет все потребности рынка, в результате чего значительная доля потребительской упаковки производится из импортного картона.

В 2006 году в Россию было импортировано 364,5 тыс. тонн картона, используемого для изготовления потребительской тары и упаковки. Динамика по годам выглядит следующим образом:

· +23,0% в 2006 г. относительно 2005 г.;

· +26,6% в 2005 г. относительно 2004 г.;

· +39,4% в 2004 г. относительно 2003 г.

Порядка 76% картона для изготовления потребительской тары и упаковки, импортированного в Россию в 2006 году, было произведено в пяти странах: Финляндия, Швеция, Германия, Украина и Польша. Суммарный объем импорта этих стран в натуральном выражении составил 275,4 тыс. тонн.

Оставшаяся часть картона была произведена в Кореи, Словении, Австрии, Нидерландах, Китае, Сербии и Черногории, и в прочих странах.

В рейтинге компаний-изготовителей первое место по объемам поставок заняла финская компания M-Real – 20% импорта. Немногим меньше приходится на шведско-финскую компанию StoraEnso. Третье место за компанией MM Karton (Mayr-Melnhof Group). Следом - Киевский картонно-бумажный комбинат, International Paper, Iggesund Paperboard, Cascades и Stromsdal.

Структура импорта по видам и маркам картона

Иностранные компании-производители поставляют на российский рынок:

· мелованный чистоцеллюлозный картон (по европейской классификации группа SBB/SBS);

· упаковочный мелованный картон, верхний слой которого изготовлен из химической целлюлозы, средний слой содержит древесную массу (группа FBB);

· мелованный и немелованный макулатурный картон (группа WLC).

В структуре импорта 2006 года наибольшая доля – 34% - принадлежит макулатурному картону (WLC), при этом лидирующие марки «ММ» и «МО», производства Киевского КБК.

Порядка 30% приходится на картон из группы FBB. Наиболее востребованные марки – Alaska (производитель International Paper), CKB (производитель Stora Enso), Simcote (производитель M-Real), Strompack & Stromcard (производитель Stromsdal), Tambrite (производитель Stora Enso).

Относительно мало импортируется чистоцеллюлозного картона (SBB/SBS) – всего 1% от общего объема импорта. Основные марки: Ensocoat & Ensogloss (производитель Stora Enso), Nova X (производитель M-Real), Performa White (производитель Stora Enso) и другие.

В отдельную категорию мы выделили картон для производства табачной упаковки – 26% импорта. В этой группе по объемам поставок лидируют марки картона Tako X и Batabak (производства M-Real). На втором месте – картон марок Incada и Invercote (производства Iggesund Paperboard); далее идут Koppargloss и Koparwhite (производства Stora Enso)/

Долю, не более чем 3%, имеет картон-основа для изготовления упаковки для жидкой продукции. Отметим, что гораздо больше (в десятки раз) импортируются картонные заготовки с отпечатанным изображением.

На картон, используемый для производства стаканчиков, приходится в 2006 году всего лишь 1% импорта.

Сегодня на российском рынке действуют 5 наиболее крупных дистрибьюторов упаковочного картона: «Комус», «Александр Браун», «Дубль В», «Регент» и «Берег». При этом они «поделили» между собой марки картона, т.е. картон Galerie Pack можно прибрести только у «Комуса», Sibircard – только у Регента, Galerie Vision – только у «А. Брауна». Наиболее популярные марки – Alaska, CKB и Tambrite продают два-три поставщика. Средние цены по состоянию на июнь 2007 года составили:

· на картон группы SBB (SBS) - 49 380 руб. за тонну с НДС;

· на картон группы FBB – 44 697 руб. за тонну с НДС;

· на картон группы WLC – 29 090 руб. за тонну с НДС.

По мнению экспертов, рынок картонной упаковки ежегодно растет на 15-20%. Многие компании нашли свою нишу на рынке и успешно развиваются в этом сегменте. В качестве основных тенденций рынка картонной упаковки можно назвать увеличение требований к качеству материалов (экологическая безопасность и возможность повторной переработки), минимизация размеров упаковки, а также увеличение «открытости» упаковки для потребителя (наличие в картонной упаковке «окошка» для обзора товара).

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Июль | Сентябрь

Новые материалы

Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*