Аналитика

Обзор рынка потребительской упаковки из картона хром-эрзац в 2006 г.

Складная картонная коробка является одним из самых распространенных видов упаковки потребительских товаров. Она используется для упаковывания пищевых (в том числе замороженных) продуктов: кондитерских изделий, чая, кофе, шоколада, печенья, готовых завтраков. А также для сигарет, парфюмерно-косметической продукции, лекарств, продукции бытовой химии, обуви, игрушек и т.п.

Выполнение на картонных коробках высококачественной печати и тиснения изображений позволяет сделать упаковку более заметной, что повышает ценность и привлекательность самой продукции.

Универсальные возможности картонной упаковки заключаются в многообразии размеров и конструкций коробок. Кроме того, на такой упаковке могут быть предусмотрены дополнительные детали и приспособления: несъемные внутренние подставки, окна, удлиненные сторонки и т.д.

К преимуществам картонных коробок также относится возможность наносить на одном листе картона печать для нескольких коробок, которые затем одновременно проходят рилевку и высекание.

Складные картонные коробки изготавливаются в виде плоских заготовок или в виде заранее склеенных форм, которые могут быть сложены во время транспортировки.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Картонные коробки, как правило, изготавливаются из мелованного картона хром-эрзац, в состав которого может входить целлюлоза, древесная масса или макулатура.

Российские производители картонной упаковки отдают предпочтения импортному картону. Среди основных марок можно отметить: Uniboard S, , StromPack, Multiboard, Umka Color, Simcote, Duprint, Avanta Prima

Толщина картона для той или иной упаковки зависит от веса пакуемого продукта (таблица 1).

Таб 1. Рекомендуемая толщина картона в зависимости от веса пакуемого продукта

Примерный вес продукта

Толщина картона

До 230 г

0,380-450 мм

450 г

0,500-0,600 мм

900 г

0,700-0,800 мм

Свыше 900 г

0,900 мм или микрогофрокартон

Источник: "Упаковка: краткий курс упаковочных технологий" // Ассоциация «Союзупак». – М., 2003

ВНУТРЕННЕЕ ПРОИЗВОДСТВО

На данный момент Росстат учитывает производство картонной упаковки по двум статьям
- "Тара потребительская из бумаги и картона, тонн";

- "Этикетки, обертки печатные, печатные заготовки для упаковки листовые (листов-оттисков), млн. шт".

Наиболее корректной единицей измерения объемов производства картонной упаковки являются печатные листы, как во втором случае. Однако здесь не представляется возможным точно выделить производство заготовок картонных коробок. Поэтому для дальнейшего анализа объемов внутреннего производства, импорта и экспорта мы будем использовать тоннажное измерение.

Объем производства картонной упаковки в 2006 году составил порядка 360,2 тыс. тонн (включая упаковку для жидкой продукции, изготовленную на основе картона и полиэтиленовой пленки). По сравнению с предыдущим годом производство выросло на 32,3%.

 Значительное число предприятий, производящих картонную упаковку, расположены в Центральном федеральном округе – 68,7% от общего числа выборки. Причиной преобладания «Центра» является территориальная близость к основным потребителям упаковки – производителям потребительских товаров (Unilever и Procter&Gamble, кондитерские фабрики, чаеразвесочные компании, производители молочной продукции и соков).

В Центральном федеральном округе среди производителей можно выделить (по алфавиту): «Агава», «Глобус Континенталь», «ГОТЭК-Принт», «Джимара», «Дрофа Принт», «Игра», «Издательский дом Константа», «Има-Пресс-Принт», «Линия График», «Мастерпак», «Мегасел», «Московский КПК», «Полиграфические системы», ПО «Планета упаковки», «Проект-ДМ», «Чеховская полиграфия», «Яснополянская фабрика тары и упаковки».

В Северо-Западном федеральном округе наиболее крупными игроками являются «АР Картон», «Калкулейт Пак», «Логипак», «Мерпаса», «Полиграфоформление», «Санкт-Петербургский КПК» и «Санкт-Петербургская образцовая типография», В остальных регионах наиболее ярко выделяются 1-3 компании. В Поволжье – это «Дом Печати-Вятка», группа компаний «Маури-Принт» и «Парадигма». В Сибирском округе - «Платина». В Южном округе - ОАО «Ростовская картонажная фабрика».

Офсетная листовая печать по-прежнему является самым распространенным методом печати картонной упаковки и прочей полиграфической продукции. Листовые печатные машины входят в парк оборудования у 70% компаний.

Наиболее «представленными» послепечатными операциями являются высечка, тиснение, лакирование и ламинирование. Более 60% предприятий имеют технологические возможности для их осуществления. В целом, можно сказать, что полиграфические компании стремятся оказывать наиболее полный комплекс послепечатных услуг, чтобы максимально удовлетворять требования заказчика к «внешнему виду» упаковки. Порядка 45% компаний предлагают 6 и более услуг по отделке картонной упаковки.

Российские компании предлагают изготовление упаковки для продуктов питания, ликероводочной продукции, косметики, парфюмерии и прочих непродовольственных товаров.

Иностранные компании составляют конкуренцию в части производства упаковки для сигарет и жидких продуктов.

ИМПОРТ УПАКОВКИ ИЗ КАРТОНА

По расчетам Abercade, в 2006 году в Россию импорт картонной упаковки составил 177,2 тыс. тонн на сумму 535,9 млн. долларов, при этом из них:

·     97,6 тонн на сумму 237,0 млн. долларов – это заготовки-высечки для различных продуктов питания (в том числе для жидкой продукции), табачных изделий, бытовой химии, косметики и парфюмерии.

Стоит отметить, что в предыдущие годы импорт заготовок из картона постепенно снижался: 101,1 тыс. тонн в 2003 году, 97,1 тыс. тонн в 2004 году и 92,9 тыс. тонн в 2005 г. В рассматриваемом 2006 году импорт, напротив, увеличился.

·     79,6 тонн на сумму 298,9 млн. долларов – картон с отпечатанным изображением, ламинированный п/э, покрытый с внутренней стороны алюминиевой фольгой, без высечки, для упаковки жидкой продукции. Импорт картона характеризуется устойчивым ростом – 8-9% в год.

Порядка 67,1% картонной упаковки, импортированной в Россию в 2006 году, было произведено в четырех странах: Украине, Германии, Сербии и Черногории, Польше.

В тройку наиболее крупных импортеров вошли компании-производители картонной упаковки для жидкой продукции: Tetra Pak, Sig Combibloc и Elopak. Среди основных партнеров также можно выделить:

  1. ЗАО «Холдинговая Компания «Блиц-Информ» (коробки для упаковки продуктов питания, средств бытовой химии, табачных изделий);
  2. «Графобал» (этикет для сигарет и блока сигарет; упаковка для промышленных товаров);
  3. Wall Krakow SP.Z.O.O (картонные пачки и блоки для упаковки сигарет);
  4. Amcor Rentsch (картонные пачки и блоки для упаковки сигарет);
  5. Van Genechten Biermans (коробки для промышленных товаров);
  6. Neupack Polska SP.Z.O.O. (коробки для упаковки продуктов питания, средств бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, промышленных товаров).

В 2006 году в структуре импорта картонной упаковки по сфере ее применения наибольшую долю заняла упаковка для пищевых продуктов -  71% от общего объема импорта в натуральном выражении (при этом 64% - упаковка для жидких продуктов, 4% - упаковка для кондитерских изделий, 3% - упаковка для прочих продуктов питания). Второе место за упаковкой для табачных изделий - 12% от общего объема импорта в натуральном выражении.

ЭКСПОРТ УПАКОВКИ ИЗ КАРТОНА

По оценке Abercade, в 2006 году объем экспорта картонной упаковки составил 7059 тонн на сумму 20,3 млн. долларов. По сравнению с предыдущим годом экспорт увеличился в натуральном выражении на 2648 тонн (+60,0%).

Однако объем экспорта картонной упаковки довольно мал: он составляет порядка 2% от внутреннего производства и в десятки раз меньше объема импорта. Кроме того, в экспорт входит транзитный груз и так называемый реэкспорт (т.е. вывоз из России за границу ранее ввезенных, импортированных товаров в том же виде или после переработки).

Среди основных компаний, поставляющих продукцию на экспорт, можно назвать ЗАО «Тетра Пак», ООО «Амкор Ренч Новгород», ООО «Ост-Мастер» и ООО «АР Картон». Они экспортируют картонную упаковку в Казахстан, Украину, Киргизию, Узбекистан, Венгрию и другие страны.

СТРУКТУРА РЫНКА КАРТОННОЙ УПАКОВКИ

Наибольшую долю в структуре рынка (внутреннее производство+импорт–экспорт) занимает упаковка для жидкой продукции (48,3% от объема рынка в натуральном выражении). Второе место принадлежит упаковке для табачных изделий: сигаретные пачки и картонные этикеты для пачек (27,9%). На долю упаковки для каждого из остальных товаров приходится менее 6%.
 
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

В качестве основных тенденций рынка картонной упаковки для потребительских товаров можно назвать:

  • увеличение требований к качеству материалов (экологическая безопасность и возможность повторной переработки);
  • минимизация размеров упаковки;
  • увеличение «открытости» упаковки для потребителя (наличие в картонной упаковке «окошка» для обзора товара);
  • все большее значение приобретает красочность упаковки и ее отделка.

Как отмечают эксперты, рынок картонной упаковки стабильно растет. Этот рост закономерен, поскольку в России наблюдается развитие экономики в целом (рост промышленного производства, уровня дохода населения, потребления).

Среди внешних факторов, сдерживающих развитие рынка картонной упаковки, производители отметили такие, как политическая нестабильность (федеральные и региональные правительственные решения),  экономическая ситуация в стране (в том числе подорожание сырья и материалов), недобросовестность контрагентов.

Среди внутренних факторов риска можно обозначить:

· оборудование, требующее модернизации;

· недостаточная компетентность управляющих кадров;

· нечеткое формирование ассортиментной, ценовой, клиентской политики фирмы («распыление» усилий).

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005
Июль | Сентябрь

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*