Общие затраты компаний на R&D упали на 4% с конца 2007 года, но некоторые компании решили двигаться «против течения».
В период с IV квартала 2007 г. по II квартал 2009 г., затраты на исследования в корпоративной Америке упали на 4% (1,9 млрд. долларов). Эти данные получены аналитиками из Capital IQ в 961 американских компаниях. Однако, многие компании, действующие в здравоохранении, увеличили свои расходы на исследования.
BusinessWeek выбрал 25 компаний, которые наиболее агрессивно повышали свои исследовательские бюджеты в течение первого полугодия 2009 г. 13 из них, в сумме повысившие в свои затраты на 2 млрд. долларов, были фармацевтическими и биотехнологическими компаниями, и только 8 являлись компаниями высоких технологий, как, например, Apple и Microsoft.
Основная причина увеличения исследовательских бюджетов в фармацевтике и биотехнологии заключается в том, что компании хотят расширить предложение новых продуктов. Поскольку брендовые препараты, стоящие миллиарды долларов, теряют патентную защиту, фармацевтическая отрасль находится под давлением в плане расширения продуктопроводов новых инновационных продуктов. Поэтому, львиная доля из дополнительных 372 млн. долларов, которые выложила компания Merck, пошли на авансы лицензий нескольких биотехнологических компаний. «Ключевая часть нашей стратегии заключается в поисках самой лучшей науки и последующих инвестициях», – заявляет Питер С. Ким (Peter S. Kim), президент Merck Research Laboratories.
Многие компании, такие как Gilead Sciences, также пожинают плоды дорогих клинических исследований. «Было отмечено увеличение количества проектов, находящихся в поздней стадии испытаний», – считает Тони Батлер, аналитик сферы лекарств в Barclays Capital.
Волна объединения фармпроизводителей
В некоторых случаях, исследовательские бюджеты повышаются, потому что фармацевтические и биотехнологические компании поглощают друг друга. Когда
Invitrogen приобрела Applied Biosystems у Life Technologie в прошлом году, это закончилось 98-миллионным (или 154%-ным) увеличением исследовательского бюджета первой. Как говорит Марк Стивенсон (Mark Stevenson), президент Life Tech, две компании сэкономили на интегрировании своей деятельности и вложили эти средства в ключевые исследовательские проекты по секвенированию ДНК и исследованиям стволовых клеток.
Недавно, несколько крупных фармпроизводителей обратились к партнерству с лабораториями в Индии и Китае для увеличения отдачи от инвестирования в R&D. Однако, критики ставят под сомнение пользу от волны объединений в фармацевтической отрасли. Оппоненты отмечают, что количество новых лекарств, выходящих на рынок, упало, а соотношение затрат на R&D к продажам в отрасли повысилось незначительно.
Abbott Laboratories, увеличившая свой исследовательский бюджет на 44 млн. долларов (или 3,5%), рассматривает исследования, как необходимый элемент жизнеспособной компании в сфере здравоохранения. «Такие растущие компании, как Abbott, не должны сокращать R&D, потому что закрытие крана помешает компании создать новую продукцию в будущем», – заявляет Джон М. Леонард (John M. Leonard), старший вице-президент по лекарствам, R&D в Abbott.
Фрэнк Балдино (Frank Baldino), основатель и глава биофармацевтической компании Cephalon, выделил дополнительные 43 млн. долларов (26,7%) на исследования, поскольку считает, что «пациенты с угрожающими жизни заболеваниям нуждаются в таких компаниях, как Cephalon, которые инвестируют R&D, если хотят улучшить лечение и общую стоимость здравоохранения».
Что же касается высокотехнологичных игроков, то Microsoft повысил затраты на исследования на 1,5% по сравнению с прошлым годом, несмотря на то, что у компании уже и так самый большой исследовательский бюджет в американской бизнес-среде. Глава компании Microsoft Стив Баллмер (Steve Ballmer) недавно заявил аналитикам, что компания потратит 9,5 млрд. долларов на исследования в ближайшие 12 месяцев. «Нам нужно создавать новинки», – заявил он. «Мы собираемся продолжать то, что я бы назвал долгосрочным сильным подходом, который свойственен компании».
Apple, разрабатывающая ряд потребительских продуктов, в частности, портативное устройство размером с блокнот, увеличила свои затраты на исследования на 16,8% или 660 млн. долларов.
Производитель чипов компания NVIDIA повысила исследования на 14,6%, в то время, как такие его конкуренты, как Intel и AMD сокращают расходы, согласно данным Capital IQ. Пресс-атташе компании Intel Том Уолдроп (Tom Waldrop) отмечает, что затраты R&D компании Intel повышались вместе с процентом прибылей. AMD заявляет, что сокращения в компании, в первую очередь, отражают низкие затраты на проектирование и разработку бизнесов, которые они продали. Глава компании NVIDIA, Джен-Хсун Хуанг (Jen-Hsun Huang), заявил, что «не существует лучшего момента для инвестирования в R&D, чем период, когда конкуренты сокращают инвестирование. По своему опыту мы знаем, что такой шаг ставит нас в лучшее положение, если события изменятся».
Источник: Pharma2020