Объем российского рынка стеклотары в 2008 году в стоимостном выражении составил около 1,35 млрд. дол. Если в сегменте стеклобанок нужды потребителей превосходят производственные возможности, ввиду чего в отрасли возникает сильный дефицит, то в сегменте стеклобутылок дефицит уже можно считать уходящим явлением - в 2007-2008 гг. объемы производства в натуральном выражении превзошли объемы потребления, а объемы экспорта - объемы импорта.
Производство стеклянных бутылок
Средний годовой прирост рынка стеклобутылок (CAGR ) за период 2005-2008 гг. составил 22,9%. В сравнении с данными 2005 года производство стеклобутылок в России выросло более чем на 68,7%.
Основные объемы стеклобутылок производятся в Центральном Федеральном Округе – 47,8% или 5 755,5 млн. штук. Из них около 39,5% производится во Владимирской области. Доля других регионов не столь значительна.
Производство стеклобутылок в 2008 году по федеральным округам
Источник: Исследовательская компания Abercade
Наибольший прирост производства стеклянных бутылок в 2008 году произошёл в Сибирском Федеральном округе (+41%). Причиной этого является увеличение производства новосибирского завода «Экран», а так же начало производства бутылок ЗАО «Северский стекольный завод» («Северскстекло») (г. Томск). Кроме того, необходимо отметить существенный рост производства бутылок и в Приволжском Федеральном округе (+39,4%). Такого роста производства удалось достичь благодаря увеличению объёмов производства на ОАО «Салаватстекло», а так же ростом производства на новом заводе ЗАО «Клинстеклотара», построенном в Ульяновской области. Так же увеличили объёмы выпуска бутылок и другие производители округа.
Структура производства стеклобутылок по цвету
В 2008 году продолжилось некоторое снижение производства бесцветных бутылок. Кроме того, в 2009 году некоторые производители объявили о вводе в эксплуатацию новых линий по производству цветного стекла (напр. «Северский стекольный завод»). Это связано с постепенным насыщением рынка прозрачных бутылок и некоторым дефицитом, остающимся на рынке цветных бутылок. Тем не менее, около 55% от всех произведенных бутылок в России являются бесцветными (в пересчете на емкость 0,5 л., штук).
В сравнении с показателями 2007 года выросло производство бутылок из коричневого и зеленого стекла, которые используется в основном для розлива пива. Также увеличилось производство стекол с особой цветностью. В основном, такие бутылки производятся по заказу производителей эксклюзивной ликероводочной продукции.
Структура производства стеклобутылки по цветности
Источник: Исследовательская компания Abercade
Структура производства стеклобутылок по емкости
Самые востребованные из производимых бутылок - это емкости объемом 0,5, 0,7 и 0,75 л. На бутылку объемом 0,5л., приходится около 50% рынка. Популярность бутылки данной емкости, обуславливается ее универсальностью. В такую емкость разливается значительный ассортимент крепкого алкоголя, пива, безалкогольных напитков и кетчупов.
На долю бутылок объемом 0,25 литров приходится 10% от всех производимых бутылок. Потребителя тары такого объема являются производители слабоалкогольных напитков и воды. Например, такие компании как Coca-Cola, Nestle.
Доля бутылок емкостью 0,33 литра занимает в 2008 г. около 15% всего рынка – это связано, прежде всего, с производством пива и газированных напитков в таких бутылках.
Импорт стеклянных бутылок
В последнее время объемы импорта стеклотары неуклонно снижаются, что связано, прежде всего, с увеличением отечественного производства. Уже сегодня, после ввода новых мощностей по производству стеклотары, российские производители в состоянии практически на 100 % обеспечить рынок бутылкой. Кроме того, импортные бутылки, как правило, дороже российских, и их использование снижает прибыль компаний.
Стоимость бутылки российского производства на 20—30 % ниже стоимости импортной, что связано с меньшими логистическими и таможенными издержками. В настоящее время доля импортных бутылок в общем объеме рынка составляет 2,2%.
Импорт, в основном, обеспечивает спрос на высококачественную пищевую стеклотару. При этом в продуктовой структуре импорта доминирующее положение занимают бутылки, основными потребителями которых являются производители алкогольных напитков и пива. В частности, за счет импорта удовлетворяется потребность российских потребителей в эксклюзивных бутылках. Кроме того, стабильным спросом на российском рынке пользуются импортные бутылки из цветного стекла.
В 2006 году впервые объем импорта стал меньше объема экспорта. «Перевес» в сторону экспортной продукции составил 20% (учет в условных банках).
В 2008 году в Россию импортировано 1,9% от общего объёма рынка. Данный показатель на 47,6% меньше объемов 2005 года.
Такой спад, объясняется несколькими причинами: увеличиваются объемы производства, привлекаются новые инвестиции для реализации новых проектов по производству стеклобутылки, улучшается качество бутылок российского производства.
Объем импорта снижается каждый год. Так в 2008 году объем ввезенных стеклобутылок был на 35,8% меньше, чем в предыдущем 2007 году. В ближайшие несколько лет определенный спрос на импортную продукцию сохранится, хотя тенденция к его сокращению очевидна.
Стеклобутылки поставлялись в Россию в 2008 году более чем из 35 стран. Безусловно, основные поставки приходились на страны СНГ – 43,9% от общих объемов. Также значительные объемы стеклобутылок были импортированы из Польши – 15,6% и Великобритании – 9,7%.
Доля стран-импортеров бутылок в Российскую Федерацию
Источник: Исследовательская компания Abercade
Экспорт стеклянных бутылок
Как уже было сказано выше, в России за последние годы наблюдалась тенденция наращивания объемов экспорта стеклобутылок. Данный рост экспорта объяснялся, прежде всего, наращиванием объемов продаж компаний.
Однако в 2007-2008 годах объемы экспорта стеклобутылок снизились. В сравнении с показателями 2006 года, в 2007 году данное снижение составило 23,73% (в 0,5 л исчислении), а в 2008 году экспорт увеличился незначительно. И, хотя, в разрезе данных общего объема рынка, данный показатель не столь существенен (в абсолютном выражении, объемы снижения экспортных поставок составляют 3,4 % от уровня объема рынка в этом периоде), перелом тенденции повышения экспортных поставок налицо.
Структура российского экспорта стеклобутылок по направлениям поставок характеризуется традиционной ориентацией на страны СНГ. Основные объемы экспорта приходятся на Казахстан и Украину – 77,5% всего экспорта (из них в Казахстан отправляется 53,1% от всех объемов экспорта), а также Азербайджан и Киргизию - в сумме более 16,2%. В следующей таблице представлены совокупные данные по экспорту бутылок в различные регионы в 2008 году.
Основной объем экспорта занимает бутылка 0,5л, на нее приходится около 80,5% от общего объема экспорта. Бутылки 0,25л занимают вторую позицию по объему экспорта, ее доля составляет 3,6%. Следующая по объему экспорта бутылка объемом 0,33л (3,5%). Такую структуру можно объяснить более слабым развитием рынка стеклотары стран СНГ по сравнению с Россией.
Структура российского экспорта стеклобутылок по компаниям-отправителям выглядит следующим образом. Основные объемы экспорта приходятся на Казахстан и Украину – 77,5% всего экспорта (из них в Казахстан отправляется 53,1% от всех объемов экспорта), а также Азербайджан и Киргизию - в сумме более 16,2%. В следующей таблице представлены совокупные данные по экспорту бутылок в различные регионы в 2008 году.
Потребление стеклянных бутылок
С 2005 по 2008 год наблюдается значительный рост потребления стеклобутылок. Наращивание существующих и ввод новых производственных мощностей приводит к замещению импорта и, возможно, к постепенному увеличению экспорта по мере насыщения российского рынка.
Объем потребления в 2008 году увеличился на 63,4% по сравнению с 2005 годом. Объем производства увеличился в 2008 году на 68,7% по сравнению с 2005 годом. То есть производство росло, почти таким же темпом, что и потребление, чуть-чуть его опережая. На диаграмме представлены темпы роста производства и потребления стеклобутылок с 2005 по 2008 год.
Отрасли потребления стеклянных бутылок в 2008 году
Источник: Исследовательская компания Abercade
Основными потребителями стеклобутылки являются производители пива, ликероводочной продукции, вина/шампанского, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, а также пищевых продуктов. Повышение спроса на стеклобутылку стимулируется ростом производства пива, вина и прочих напитков, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения. Кроме того, дополнительный спрос на пищевую стеклотару формируется в результате увеличения доли стеклянной упаковки и снижения использования оборотной тары. Однако экономические трудности, с которыми столкнулась большая часть населения Российской Федерации, уже в 2009 году, несомненно, замедлят рост рынка стеклянной бутылки.
Постоянно растет спрос на эксклюзивные, в том чис¬ле сувенирные, бутылки. Производители стараются отвечать требованиям рынка и пытаются наладить производство этой продукции. Сегодня все боль¬ше потребителей стеклотары перестают заказывать сувенирные бутылки за границей (в Чехии, Германии, Италии, Австрии и т. д.) и переключаются на более дешевую и в то же время качественную российскую продукцию.
Заключение
Несмотря на то, что спрос на стеклотару еще не совсем удовлетворен и у «стекольщиков» имеется потенциал роста производства, тем не менее, ближайшее будущее отрасли сегодня представляется вовсе не в радужном свете, виной чему несколько причин. В первую очередь не способствуют бурному росту «стекольщиков» в следующем году макроэкономические факторы российской экономики, которые в 2008-м были негативны (если брать в целом весь год). И хотя рост ВВП России по данным Росстата в 2008 году составил 5,6% к 2007-му году, очевидно, что в первом полугодии 2009 вслед за начавшимся экономическим кризисом рост российского ВВП скорее всего прекратится. Это подтверждается и на самом высшем уровне — в марте 2009 года заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил, что ВВП России по итогам 2009 года снизится примерно на 0,2%.
Кроме того, важнейшим фактором, который будет влиять на развитие отрасли в ближайшие годы, стало снижение уже в 2008 году темпов роста отраслей — потребителей стеклотары, соответственно, и снижение темпов роста спроса на нее.
То есть еще до наступления финансового кризиса у основных потребителей стеклотары начался давно спрогнозированный период стабилизации объемов производства после бурного роста последних лет. Темпы роста производства стеклотары в 2008 году, тем не менее, были высокими, что объясняется неудовлетворенным спросом, существовавшим на рынке. В результате сейчас он во многом удовлетворяется, что приведет к снижению темпов роста производства стеклотары в 2009 году, а при дальнейшем развитии кризиса в экономике России и, как следствие, падении спроса на стеклотару — и к уменьшению объемов производства «стекольщиков». Падение спроса на свою продукцию уже ощутили многие участники рынка.
Источник: Исследования Abercade