Еще недавно динамично развивающийся рынок строительной техники Украины сегодня переживает не лучшие времена. Кто сможет выжить в современных непростых условиях, каковы пути выход из кризиса?
Еще в 2007 г. украинскому рынку строительной техники могли позавидовать другие отрасли экономики — данный сегмент показывал завидную стабильность развития и внушительный рост (от 15 до 50 % по разным видам строительной техники). Однако уже в начале лета 2008 года на рынке начали происходить изменения в худшую сторону, которые ознаменовались существенным сокращением объемов потребляемой техники.
Пути выхода из кризиса
Как отмечают эксперты рынка, чтобы выжить в сложных кризисных условиях, компаниям — производителям стройтехники, исходя из рыночной ситуации, придется открывать в своей работе новые горизонты.
По мнению Александра МЯРКОВСКОГО, многие операторы рынка строительной техники уже поняли, что наступивший кризис затянется надолго, поэтому некоторые из них начали существенно уменьшать расходы: кто-то урезал зарплаты, кто-то отправил персонал в неоплачиваемые отпуска, кто-то сократил филиалы. Однако такие фирмы если и уцелеют, то потеряют свою долю на рынке, так как восстановить инфраструктуру будет непросто. (Уже под конец 2008 г. многие фирмы лопнули из-за невозможности выполнить обязательства перед кредиторами.)
Те, кто выйдет из кризиса с наименьшими потерями, будут чувствовать себя на высоте.
Как правило, выживают те предприятия, сферы деятельности которых диверсифицированы. Это видно на примере компании «АМАКО», которая продает не только строительную, но и сельскохозяйственную технику, семена, удобрения, коммерческий транспорт и т. д. Такой подход позволяет успешно управлять финансовыми потоками внутри предприятия, а также избежать сокращения сервисного персонала.
С этим утверждением соглашаются и специалисты ООО «Цеппелин Украина». По их словам, диверсифицированное производство, которое в настоящее время практикует компания («Цеппелин Украина» помимо рынка строительной техники также работает в горной отрасли, сфере сельского хозяйства, в области двигателей и силовых установок для дизель-генераторов), дает возможность развиваться даже в условиях кризиса.
Несмотря на разные стратегии преодоления кризиса, сегодня основной задачей каждой компании, занимающейся производством или реализацией строительной техники на территории Украины, будет сохранение объемов продаж продукции. Учитывая затруднительное положение заказчиков в плане финансовой платежеспособности, выполнить эту задачу смогут лишь те, кто сможет подойти к потребителям с комплексными предложениями и предоставит различные финансовые программы по расчетам. Так, например, в ХК «АвтоКрАЗ» была разработана программа «КрАЗ лизинг», направленная непосредственно на потребителей в условиях финансового кризиса. Программа обеспечивает лизинг строительной техники сроком на три года с авансовым платежом 10 % и процентной ставкой 17 %, что значительно эффективнее кредитных схем.
Кроме того, многие производители стройтехники будут вынуждены ориентировать свою деятельность не столько на выпуск основной продукции, сколько на развитие других направлений, учитывающих тенденции спроса. Как показывает мировая практика, в условиях кризиса при снижении спроса на новую технику увеличиваются объемы сервисных работ и потребление запасных частей. Пользователи не покупают новые машины, а максимально нагружают имеющееся оборудование, акцентируют внимание на ремонте.
Поэтому уже сегодня многие компании делают большой упор на сервисное и гарантийное обслуживание техники, находящейся в эксплуатации у клиентов. В любом случае финансирование сервисных программ не будет приостановлено или сокращено.
Как отмечают специалисты рынка, в этом плане в выигрышном положении могут оказаться импортеры строительной техники, так как они располагают налаженными сервисными сетями и возможностью срочной доставки запасных частей.
В то же время импортеры отмечают факт, что, скорее всего, первыми из кризиса начнут выходить украинские производители — за счет бюджетных денежных вливаний на развитие машиностроительной отрасли в целом. В свою очередь государство также решило стимулировать продажи отечественных производителей строительной техники — путем принятия Закона № 3430 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности)». Согласно этому документу, при закупках техники за государственные средства преимущество получают отечественные производители. Однако принятие таких мер может негативно сказаться на развитии всего отечественного рынка стройтехники. Во-первых, закон повлечет за собой значительное сокращение количества импортной продукции, которой и в лучшие времена украинскому заказчику катастрофически не хватало. Во-вторых, приведет к нездоровой конкуренции на рынке.
Лизинг и аренда строительной техники
Следует отметить, что финансово-экономический кризис негативно отразился не только на спросе и продажах строительной техники, но и сломал привычные для операторов рынка и заказчиков схемы покупки техники. Лизинговые договоры на приобретение стройтехники, которые до кризиса пользовались популярностью у отечественных заказчиков, сейчас практически не заключаются.
«В связи с финансовым кризисом множество лизинговых компаний приостановили деятельность, а некоторые и вовсе исчезли с украинского рынка лизинговых услуг. Те, что остались, усилили требования к лизингополучателям, подняли процентные ставки и авансовые платежи. Для многих фирм теперь стало затруднительно оформить лизинг. В докризисные времена около 35 % сделок по приобретению строительной техники оформлялось по лизинговым схемам», — рассказывает Александр МЯРКОВСКИЙ.
Сегодня для многих лизинговых фирм, по словам Татьяны САУСЬ, генерального директора лизинговой компании «Ласка-Лизинг», достаточно остро строит проблема неплатежей. Особенно со стороны заказчиков, которые покупали технику для проведения строительных работ. Лизинговые компании понимают всю сложность ситуации — финансовый кризис вверг практически в полную стагнацию весь строительный рынок, поэтому денег на выплату по лизинговым договорам у строителей просто нет.
Многие лизинговые фирмы идут на некоторые уступки клиентам — продлевают договоры выплат, стараются лояльно подходить к каждому заказчику. Но ситуация не может оставаться неизменной, ведь лизинговые компании тоже имеют кредитные обязательства перед банками. Поэтому возможен вариант, по которому у особо злостных неплательщиков строительная техника будет изыматься и сдаваться в аренду компаниям, задействованным в строительных процессах.
Специалисты отмечают, что в настоящее время начал активно развиваться сегмент аренды строительной техники. До кризиса, несмотря на весьма высокие цены на стройтехнику, заказчики предпочитали ее покупать. Поэтому рынок аренды такого оборудования в нашей стране был развит слабо. На нем присутствовало совсем немного компаний, занимающихся сдачей строительной техники в аренду. Ряд крупных операторов, которые реализовали технику на украинском рынке, также имели в активе направление аренды оборудования. Сегодня практически все крупные продавцы строительной техники, не имея возможности продать оборудование, начали сдавать его в аренду. Арендуют технику компании, у которых недостаточно начальных средств для ее приобретения. Таким образом, сейчас отечественный рынок аренды строительной техники выглядит вполне насыщенным. Не стоит забывать и о том, что сами строительные компании, которые из-за кризиса вынуждены простаивать, начали сдавать технику в аренду.
Как может измениться ситуация в сегменте аренды в ближайшем будущем — предвидеть сложно. Не исключено, что после «потепления» в строительной отрасли украинскому заказчику будет выгоднее приобретать технику, чем брать ее в аренду.
Прогнозы операторов
По мнению аналитиков, сложная экономическая ситуация в стране будет наблюдаться еще минимум 2–3 года. Как отмечает Александр МЯРКОВСКИЙ, в настоящее время и строители, и операторы рынка строительной техники заняли выжидательные позиции. В первую очередь должны ожить финансовые учреждения и начать вливания в недостроенные объекты. Только после определенного периода стабильной поддержки строительства банками можно будет говорить о начале возрождения отрасли. Возможны также некоторые шаги со стороны государства (налоговые льготы, отсрочка возвратов кредитов). Но, несмотря на депрессивную ситуацию в отрасли, операторы рынка строительной техники возлагают большие надежды в 2009 г. на возведение больших промышленных объектов, дорог и инфраструктуры к Евро-2012. По прогнозам экспертов рынка, раньше других последствия кризиса смогут преодолеть дорожно-строительные организации, поскольку эта отрасль обеспечена государственной поддержкой.
Подтверждает это и руководитель Государственной службы автодорог Украины Вадим ГУРЖОС. По его словам, в ближайшие годы запланировано построить 301 км новых дорог, отремонтировать 1,25 тыс. км и реконструировать 80 км дорог. При этом из госбюджета на дорожные работы до 2012 г. планируется выделить 15,8 млрд грн, в том числе с привлечением кредитов в размере 12,96 млрд грн. «Укравтодор» рассчитывает привлечь 13,98 млрд грн на строительство большой кольцевой дороги вокруг Киева (11,04 млрд грн) и новой автотрассы Львов — Краковец (2,94 млрд грн) на концессионных условиях.
На дорожные работы в рамках подготовки к Евро-2012 в 2009 г. планируется выделить 8,832 млрд грн, в том числе 3,213 млрд грн — из госбюджета и 5,619 млрд грн — из других источников (в связи со сложной экономической ситуацией «Укравтодор» попытается привлечь значительную часть денег за счет инвесторов, а не госбюджета). Так отрасль может получить средства, а производители и поставщики стройтехники — крупные заказы.