Бразилия – уникальная страна, которой удается удовлетворять почти 50% внутреннего спроса на топливо за счет биоэтанола. Две трети автотранспорта страны способно ездить на биоэтаноле.
Начало экономического бума в Бразилии пришлось на 1970-е годы. На рубеже 1973-74-х стране нужно было в срочном порядке решать сразу две проблемы: трехкратный рост цен на нефть и значительное падение спроса на сахар. В этой ситуации глава государства Эрнесто Гизель принимает судьбоносное решение о старте государственного проекта по переводу автомобилей на спирт. Параллельно решалась проблема по стимуляции поставщиков сахара, оказавшихся в кризисе.
С 1975 г. вступает в силу закон, обязывающий АЗС добавлять в бензин не менее 20% этанола. Компании, изъявившие желание построить заводы по производству этанола, получали кредиты под минимальные проценты. Государство стало оптом закупать спирт у производителей и одновременно подняло цены на бензин, добившись рентабельности использования этанола в качестве топлива. Успехи оказались ошеломительными: к 1979 году было отмечено пятикратное увеличение объемов производства топливного этанола.
К началу 80-х все крупнейшие автомобильные концерны, производящие и экспортирующие машины в Бразилию, были обязаны выпускать автомобили, способные ездить на чистом этаноле (E100). Граждане, пожелавшие переоборудовать свои бензиновые авто под новый вид топлива получили льготы. Все эти события развивались совместно с широкомасштабной рекламной компанией. В 1985 году Бразилия праздновала новую победу – согласно статистике половина автопарка страны ездила на этаноле.
С 1985-го года начинается инфляция, и экономика Бразилии вступает в затяжной кризис, который продлится до 1995 года. Скачкообразное понижение цен на нефть приводит к тому, что бензин становится дешевле этанола. Одновременно начинают расти цены на сахар. Кризисная ситуация вынуждает правительство страны урезать финансирование этанольных проектов. Тем не менее, от этанола не отказались – к концу 80-х большая доля продаваемых в стране машин была способна ездить на этаноле. Но поскольку топлива для этих авто катастрофически не хватало, в период с 1990 по 1995-й годы производители автомобилей вновь занялись выпуском продукции под бензин. Однако на всю выпускаемую продукцию продолжает действовать правило 80-20, по которому каждая АЗС страны должна добавлять в бензин минимум 20% этанола. Возможно, именно эта мера спасла этанольную программу от свертывания и положила начало новому витку бразильской автомобильной истории.
Конец 90-х ознаменовался появлением новых типов двигателей, способных потреблять как обычный бензин, так и «гибкое топливо» – смесь этанола и бензина в пропорции 85% к 15%. В силу снова вступают льготы для экологичных двигателей, сделавшие авто на этаноле примерно на 2% дешевле бензиновых. Большую роль во внедрении этанола сыграла традиционно низкая себестоимость изготовления спирта в Бразилии: около 0,8 USD за галлон, в то время как в США галлон стоил 1,0-1,3 USD. Минимальные цены на спирт – часть государственной политики страны: таможенный сбор с экспортируемого этанола составляет 30%.
К 2008 году результаты повсеместного применения этанола оказались следующими: 4,5 млн. транспортных средств работают полностью на этаноле, остальные 17 млн. используют в качестве топлива смесь этанола с бензином. Пять из шести бразильских АЗС продают чистый этанол (E100). В бразильской программе по биоэтанолу занято более 700 тыс. работников, а экономия по импорту нефтепродуктов за 1975-2008 гг. составила более 65 млрд. USD. Эти успехи основаны на прочных государственных гарантиях по трем пунктам:
• Гарантированные закупки государственной нефтяной компанией Petrobras;
• Ссуды (заём) под низкие проценты для агропромышленных компаний;
• Фиксированные цены на бензин и топливный этанол: стоимость E100 составляет 59% от установленной государством цены бензина на автозаправке.
Помимо этого этанол дает возможность умело балансировать на рынке переработки сахарного тростника. При снижении мирового спроса на сахар-сырец тростник является источником для производства этанола, что позволяет сохранять объемы его производства независимо от мировой конъюнктуры рынка сахара.
Динамика рынка биоэтанола в Бразилии, млн. литров %
Источник: Исследовательская компания Abercade
Маркетинговое исследование Мировой рынок биоэтанола в 2008 году
В 2007 г. объем производства биоэтанола в Бразилии достиг максимального показателя и составил 21,2 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в Бразилии с 2002 г. по 2008 г. составил 10,2%. Доля Бразилии в мировом объеме производства биоэтанола в 2008 г. составила 33,7%. Доля экспорта биоэтанола в объеме производства составила 24,1%. Основными импортерами бразильского биоэтанола являются США и страны ЕС.
В последнее время некоторые развитые страны ввели повышенные пошлины (до 55% от стоимости) на импорт биоэтанола из Бразилии. Для сравнения, аналогичный налог на импорт бензина не превышает 5%. Противодействие развитых стран внедрению биотоплива объясняется интересами стран, не производящих этанол, или производящих его из крахмалосодержащего сырья, который значительно дороже, чем бразильский аналог, и поэтому неконкурентоспособен. Бразилия рассматривает перспектива значительного расширения экспорта биоэтанола за счет заключения партнерских отношений со странами Африки, Карибского бассейна и Латинской Америки.
В 2008 г. объем рынка биоэтанола в Бразилии достиг максимального показателя и составил 16,1 млрд. литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объема рынка с 2002 г. по 2008 г. составил 6,5%. Планы Бразилии: к 2010 г. довести общий объем ежегодного производства до 26 млрд. литров.
Источник: Исследования Abercade