Разработчики из ассоциации АСПЕКТ хотят создать действующий на непищевых органических отходах энергопрофицитный комплекс, то есть такой, который бы вырабатывал энергии больше, чем тратит, а при этом ещё и отходы утилизировал. Суть новой технологии — в получении из непищевых растительных отходов практически чистого метана, полного аналога природного газа, который потом будет сжигаться с получением электричества и тепла. Исходным сырьём являются сельскохозяйственные отходы, нетоварная древесина, а также непищевые органические отходы производства спирта и пива.
Энергоустановка будет состоять из четырёх основных блоков. Сначала исходное сырьё подвергнется так называемой механохимической переработке, затем получившуюся биомассу «съедят» ферменты. Продуктом их расщепления станет биогаз, представляющий собой смесь метана и углекислого газа и незначительный процент примесей. Биогаз поступит в мембранные сепараторы, с помощью которых из смеси будет выделен углекислый газ, а затем уже чистый метан будет использоваться как топливо для микротурбин, вырабатывающих электричество. Два типа мембранных сепараторов, позволяющих отделять метан от углекислого газа, разработаны и запатентованы в Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН. Расчётная мощность будущей установки — 100 киловатт электричества и 150 киловатт тепла, но её можно варьировать в достаточно больших пределах.
Как обещают авторы, технология будет полностью безотходной. Твёрдые продукты реакции, оставшиеся от переработки сырья в биогаз, можно будет использовать как удобрение. А качество углекислого газа, выделяемого в мембранном сепараторе из биогаза, будет достаточным для производства пищевой углекислоты, которая используется, например, как стимулятор роста растений в теплицах.
Учёные говорят, что установкой уже заинтересовался по крайней мере один потенциальный заказчик — завод по производству пива Miller в Калужской области.
Зачем стране, экспортирующей углеводороды, биоэнергетика?
— Внедрение в России технологий биоэнергетики обеспечит качественный переход к созданию сельскохозяйственно-промышленных комплексов, которые смогут сами обеспечивать себя энергией и ещё производить её на продажу. Ведь из непищевой растительной биомассы можно получать и чистый метан, аналог природного газа, и углеводородное топливо, реально не отличимое от бензина.
С чем связан выбор технологии именно ферментативной переработки биомассы? Есть тот же пиролиз, например…
— При пиролизе извлечению энергоносителей из исходной биомассы препятствует содержащаяся в ней вода, а её может быть до 50—70 процентов. Так что эта технология требует предварительной сушки сырья, что занимает много времени. А если сушить прямо в пиролитической установке, то требуются значительные энергозатраты, что снижает общий КПД. Биотехнологические процессы позволяют использовать сырьё естественной влажности.
А как будут решены трудности с подготовкой целлюлозного сырья (опилок, нетоварной древесины) к ферментативной переработке, на которые указывают эксперты?
— Группа учёных из Института биохимической физики РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством члена-корреспондента РАН Сергея Варфоломеева разработала оригинальную технологию ферментативной обработки исходного целлюлозного сырья. Изюминка в том, что исходная измельчённая биомасса дополнительно перемешивается с добавлением особых ферментов. Как известно, структура молекулы, например, лигноцеллюлозы, очень сложная: она предстаёт в виде множества «спутанных» в клубки спиралей, поскольку её атомы образуют между собой огромное число химических связей. В результате фермент не способен что-то «откусить» и переработать. Но под влиянием интенсивной механической нагрузки часть химических связей в молекулах рвётся, спирали растягиваются, и ферментация становится возможной. Такая технология воздействия, на наш взгляд, более перспективна, чем, в частности, технология «теплового взрыва», которую разрабатывают ряд американских компаний, по которой химические связи в целлюлозе разрушают ударной волной пара.
Необходимая часть установки — газовая микротурбина. Но, насколько мне известно, такие микротурбины достаточной мощности в России не производят…
— Во-первых, пока не производят. Калужский турбинный завод приступил к подготовке серийного выпуска газовых турбин 100—200 киловатт установленной электрической мощности. А во-вторых, дефицита микротурбин на мировом рынке нет, купить их не проблема.
По оценкам экспертов, в России наиболее востребованы автономные энергогенерирующие установки мощностью от 100 киловатт до одного мегаватта. Почему вы остановились именно на стокиловаттных системах?
— Не совсем так. Наш проект предполагает модульное решение. То есть можно будет смонтировать установку по производству метана из нескольких модулей, каждый из которых будет вырабатывать газ на 100 киловатт установленной мощности, и подключить к этой комбинированной установке более мощную микротурбину.
Михаил Найдён, STRF.ru