
Текст: Крестьянские ведомости
14 апреля в Москве состоялась V отраслевая бизнес-конференция Russian Feed Industy — «Индустрия комбикормов — драйвер животноводства», организованная журналом «Агроинвестор». В мероприятии приняла участие генеральный директор Исследовательской компании Аберкейд Надежда Орлова.
Открывая конференцию, директор Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Харон Амерханов зачитал приветствие министра Александра Ткачева участникам: «Успешное развитие сельского хозяйства напрямую зависит от слаженной и эффективной работы всего АПК, в том числе комбикормовой промышленности. Для наиболее полного использования генетического потенциала животных и птицы важна качественная кормовая база».
Глава департамента отметил, что в прошлом году в животноводческой отрасли сохранилась позитивная динамика, так, производство мяса скота и птицы увеличилось на 464 тыс. т почти до 14 млн т. Если нынешний темп роста сохранится, то к 2020 году прирост составит 1 млн т.
Увеличение показателей в животноводстве обеспечили свино- и птицеводство, тогда как в секторе производства молока продолжается стагнация — валовые надои держатся на уровне 30,7 млн т. Однако, сельхозорганизации и КФХ наращивают производство, что не может не радовать, отметил Амерханов. «Если такая тенденция сохранится, то к 2020 году производство молока достигнет 31,9 млн т», — считает чиновник. Как известно, в ГП-20 ориентир был 38,2 млн т. «Эта цифра серьезно завышена, – честно признал директор.
Чтобы обеспечить динамичное развитие животноводства, важно обеспечить отрасль кормами. Их производство по итогам прошлого года увеличилось примерно на 4%, составив 25,8 млн т. Лидерами по объему выпуска продукции стали Центральный (более 10 млн т), Приволжский (свыше 5 млн т) и Уральский (2,5 млн т) федеральные округа, что связано с высокой концентрацией там свиноводческих и птицеводческих предприятий.
20170414_114144«К 2025 году для обеспечения потребностей животноводства потребуется до 38 млн т комбикормов», — отметил Амерханов. Чтобы кормовая индустрия продолжила развиваться, государство поддерживает производителей: сейчас субсидируется 77 договоров на общую сумму инвестиций в 22 млрд руб., объем господдержки по ним составляет почти 5 млрд рублей.
Минсельхоз пообещал решить вопрос с ввозом в Россию соевого сырья, содержащего незарегистрированные линии ГМО, информировал участников директор департамента животноводства МСХ. Он заверил: «Это вопрос номер один и, безусловно, он будет решен». По словам Амерханова, по этой проблеме было несколько совещаний у первого замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова. «Но мы однозначно поддерживаем позицию, что «Содружество» должно работать по полной программе и обеспечивать регионы соевым шротом, чтобы не создавать проблемы развитию отечественного птицеводства и других отраслей», — заметил глава департамента.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев действующие сейчас ограничения на ввоз соевого шрота поддержал: «Мы считаем, что запрет полезен для отрасли. И если говорить об открытии поставок по импорту, то исключительно для бобов. Открытие же по соевому шроту вредит производству соевого шрота в России».
Отметим, ныне комбикормовая отрасль вынуждена поставлять из-за рубежа до 50% потребляемой сои. Это более 2 млн т соевых бобов для переработки и более 400 тыс. т соевого шрота, преимущественно из стран Латинской Америки.
По-прежнему зависим от импорта
Президент Союза комбикормщиков Валерий Афанасьев отметил:
– В 1990-е годы мы производили 50 млн тонн комбикормов, за 6 лет упали до 7 млн. Сейчас с развитием отраслей птицеводства и свиноводства начали наращивать производство. Ежегодный прирост в отрасли комбикормов в 2008-2009 годах составлял до 12%. В 2000 году по прогнозу правительства мы должны были производить 75 млн тонн. Тенденция развития комбикормовой промышленности на ближайшие 5-10 лет составит 3-4% в год.
Прирост будет возможен за счет роста экспорта животноводческой продукции, прежде всего, птицы. Развитие КРС идет очень медленно, в ближайшее время рост производства комбикормов будет тоже расти небольшими темпами. В 2015 году для КРС производилось 2 млн т комбикормов, к 2020 году намечено 2,1 млн т, к 2025 году – 2,8 млн.
Мы так и не научились производить комбикорма для ценных пород рыбы. 90% — импортные. Но в этом и нет пока особой необходимости. Сегодня в России на душу населения приходится не более 7 кг рыбы, это один из самых низких показателей в Европе. К 2020 году мы только мечтаем производить 40% того объема комбикормов, который был в 1990-х годах.
В себестоимости животноводческой продукции стоимость кормов составляет 70%. По нашим данным, сегодня преобладает производство комбикормов для птицы. К 2025 году объемы производства кормов для свиней и птицы примерно будут равны. В области производства премиксов мы находимся на передовых местах. В 2016 году произвели 276 тыс. т. Если бы мы полностью загрузили имеющиеся мощности на предприятиях, то увеличили бы производство в два раза. У нас нет проблем с производством, качеством и линиями.
Производство БМВК в ближайшее время не вырастет намного, так как основными потребителями БМВК являются фермеры, а количество мелких производств постоянно снижается. Комбикорма все-таки многим производителям сельхозпродукции не по карману, очень многие аграрии продолжают кормить скот зерном.
Еще 10 лет назад 50% комбикормовых заводов были самостоятельными, сегодня – это не более 10%. Тенденция 1990-х годов предприятиям иметь свою кормовую базу очень развилась. Те предприятия, которые в советское время были самостоятельными единицами, сегодня стоят мертвым грузом.
20170414_083833Сегодня 58% комбикормов производят заводы агрохолдингов, 30% – заводы птицефабрик, 11% – самостоятельные комбикормовые заводы, 1% – кормоцеха малой производительности. Мы постепенно переходим к крупным комбикормовым заводам – 25-50 т/час. Средние заводы – 20-25 т/час. В перспективе уже рассматриваются проекты до 100 т/час.
В строительстве и при реконструкции комбикормовых заводов доля импортного оборудования очень высокая. В 2016 году отечественное оборудование составляло 34%. К 2020 году намереваемся довести этот показатель до 48%. Мы уже 20 лет по существу субсидируем зарубежного машиностроителя. Спросите любого руководителя, какое оборудование он будет ставить на завод, ответ будет таков – только импортное.
Мы, безусловно, сделали большой скачок в развитии комбикормовой отрасли за последние годы. В 1990 годы СССР импортировал 1 млн тонн кукурузы и соевого шрота, потому что в структуре не хватало белка. Но в тоже время мы производили достаточное количество рыбной муки. Я недавно был в Минсельхозе и узнал, что у нас разработано 10 сортов сои. Кто-нибудь видел эту сою?
После такого всеобъемлющего доклада, тем не менее, президент Мясного совета Единого Экономического пространства Таможенного Союза Мушег Мамиконян поинтересовался расходом кормов на единицу продукции. В. Афанасьев ответил: расход кормов на 1 ц прироста КРС (ц, к.е.): 2016 год – 10,9, 2020 год – 8,4, 2025 год – 6,3.
До 60% объемов производит «теневой» сектор
Все ждали доклада гендиректора исследовательской компании Abercade Надежды Орловой. Выпуск комбикормов в России в 2016 году достиг почти 26 млн т, сообщила молодой эксперт. Однако реальное производство может составлять 39−40 млн т или $9,7 млрд в стоимостном выражении. А вот эти слова печалят: «Удовлетворение спроса происходит в основном за счет импорта: кормовые витамины – 100%, аминокислоты – 80%, кормовые антибиотики – 65-95%. Орлова отметила нерадостную особенность: по экспертным оценкам, от 10 до 60% от общего объема комбикормов делает «теневой» сектор.
За последние пять лет объем выпуска комбикормов в стране увеличился в 1,4 раза в количественном выражении и в 2,2 раза — в стоимостном. «По-прежнему, в составе российских комбикормов остается высокой доля зерна — до 70%, в то время как в странах Евросоюза этот показатель не превышает 45−50%, — информировала эксперт о главных трендах рынка. — Кроме того, значительна импортозависимость по компонентам комбикорма (высокобелковые, микробиологические добавки, биологически активные вещества и пр.), а также технологических составляющих производства».
По оценке Abercade, 85% объемов рынка обеспечивают российские агрохолдинги. На долю независимых заводов приходится около 15%, еще менее 1% (порядка 0,1 млн т) дают иностранные производители. В региональном разрезе, за последние пять лет наибольшая прибавка производства наблюдалась в Центральном федеральном округе: с 2011 года объемы там увеличились на 40% или плюс 3,8 млн т. В Приволжье за этот период выпуск комбикормов вырос на 20% (плюс 1,9 млн т), на Урале — на 10% (плюс 0,8 млн т).
К 2021 году производство расширится еще на 22% (плюс 5,6 млн т или $5,3 млрд), прогнозирует Abercade. С учетом того, что реальный объем рынка может составлять до 40 млн т, через пять лет он может увеличиться до 45−50 млн т или $15−20 млрд. Подавляющая часть этого объема — 95% — будет потребляться внутри России. Больше всего (на 32%) вырастет выпуск комбикормов для свиней, на 18% увеличится производство комбикормов для птицы, для КРС — на 4%.
«Основными факторами развития сектора являются наличие дополнительной емкости рынка, а также высокая доля зерновой составляющей, что ставит производителей комбикорма в зависимость от конъюнктуры зернового рынка, — отметила Орлова. — Кроме того, показатели конверсии корма в мясной отрасли остаются высокими, на производство животноводческой продукции затрачивается в 2−3 раза больше кормов, чем в странах с развитым аграрным сектором. Интенсификация животноводства с новыми требованиями к составу и качеству комбикорма станет еще одним стимулом для развития комбикормового сектора».
Рынок аминокислот в количественном выражении вырос в два раза за последние 5 лет. Но основа – это импорт, порядка 11 тыс. тонн. В последние 3 года у нас появились отечественные игроки. Можно обсуждать, насколько эти производства эффективные, но, тем не менее, структура рынка поменялась, отметила Орлова. Если в начале 2000-х основными поставщиками были японские компании, то сейчас – это Завод премиксов №1 и китайские поставщики.
При нейтральном прогнозе рынок в количественном выражении прибавит 44% в ближайшее время. Кормовые антибиотики продолжают применяться для выращивания мяса. В ЕС были введены запреты на использование кормовых антибиотиков. В США такое отсутствует. Первый запрет был введен в Скандинавии, что повлекло рост падежа скота. После введение запрета через какое-то время кормовые антибиотики были заменены на новые препараты – пробиотики и пребиотики.
Не надо иметь иллюзии, что эти пробиотики могут полностью заменить антибиотики. Сейчас Китай и страны Азии являются крупнейшими потребителями пробиотиков. За последние 4 года этот рынок в РФ вырос в 1,6 раза, он пока еще очень маленький. У нас 66% составляет импортная продукция, остальная доля – отечественные компании. В Европе и США идет курс на повышение качества продуктов питания. Население с хорошим благосостоянием начинает есть рыбу и говядину и предъявлять отдельные требования к качеству продукции. Нас ждет аналогичная тенденция.
Сдерживать развитие рынка будут эффективные импортные препараты, отсутствие технологической базы и высокое использование кормовых антибиотиков. Кормовые антибиотики за последние 5 лет выросли в 2,2 раза. Основная доля на рынке – это импортные препараты. К 2021 году рынок вырастет на 69%, подчеркнула выступающая.
В. Петриченко: а спрос стагнирует
Доклад Надежды Орловой был обстоятельный. Тем не менее, у некоторых участников возникли вопросы к эксперту. Из зала раздались голоса: производство мяса птицы за 100%, а экспортные возможности слабы, покупательная способность населения падает и отечественные предприятия будут разоряться. На эти вопросы под силу ответить куратору АПК в правительстве…
По прогнозу «ПроЗерно», по итогам 2017 года производство комбикормов в России прибавит не более 0,5 млн т, информировал гендиректор аналитической компании Владимир Петриченко. По оценке Abercade, объемы выпуска комбикорма могут увеличиться более чем на 1 млн т, с 25,9 млн до 27 млн т. «Такая прибавка маловероятна в силу того, что спрос со стороны потребителей — животноводческой отрасли — стагнирует», — уверен эксперт. Увеличения производства, по словам Петриченко, не произошло и во второй половине 2016 года, «по крайней мере, если опираться на официальные данные Росстата».
К 2020 году Abercade ожидает расширения комбикормового производства до более чем 30 млн т. Петриченко считает, что выйти на этот показатель также вряд ли удастся: «Ежегодный рост будет максимум по полмиллиона тонн». Животноводство близко к пределам самообеспеченности рынка, учитывая, что экспорт продукции отрасли пока минимален, расти сектору практически некуда. В связи с чем увеличение производства мяса теперь будет идти более низкими темпами, чем в предыдущие годы — не более 3−5%/год.
С другой стороны этот год будет благоприятным для производителей комбикорма в связи с большими запасами зерна (основной составляющей). По прогнозу «ПроЗерно», к концу сезона-2016/17 остатки сформируются в пределах 22−23 млн т, что является рекордным уровнем. «Такого не было никогда! — воскликнул обычно спокойный Петриченко. — Впереди очередной высокий урожай, реально собрать до 113 млн т, в том числе 67−68 млн т пшеницы и 15 млн т кукурузы».
Исходя из этого очевидно, что стартовые цены на зерно при курсе 56−57 руб./$1, будут не более чем 6,3−6,5 тыс. руб. за тонну пшеницы пятого класса на элеваторе. Это хорошая ситуация для переработчиков зерна и комбикормщиков – цены будут очень комфортными, но даже этот факт не станет толчком для более активного роста производства комбикормов (не было отмечено: а каково будет при таких низких ценах на зерно сельхозпредприятиям, КФХ, на что покупать ГСМ, семена, удобрения? – Авт.).
Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев похвалился ростом экспорта свинины, правда, согласился с В. Петриченко: особого прироста комбикормов ожидать не следует.
Исполнительный директор Национального кормового союза Владимир Манаенков подчеркнул: на Западе очень ответственно относятся к качеству поставок комбикормов (там такая мощная научная база, исследовательские центры, которые нам и не снились), а в РФ нередко встречается фальсификат. Может быть, отчасти из-за этого гендиректор «Агриконсалт» Андрей Голохвастов предостерег: увлечение комбикормами в рационе повредит здоровью коров».
Топ-20 крупнейших производителей кормов
В ходе конференции энергичный главред журнала «Агроинвестор» Николай Лычёв представил федеральный рейтинг крупнейших производителей комбикормов. Если в прошлом году в топ лидеров вошло 15 компаний, то в этом список был расширен до 20. По расчетам, у них в сумме 56 комбикормовых площадок. Вместе в 2016 году они выпустили около 12,6 млн т продукции — почти 49% всего объема комбикормов в стране, составившего 25,8 млн т.
Как и год назад первую строчку рейтинга занимает группа «Черкизово» — по сравнению с 2015-м объем производства комбикормов вырос на 75 тыс. т почти до 1,6 млн т. Такая динамика связана с ростом сегментов свино- и птицеводства. Суммарная проектная мощность семи заводов холдинга превышает 2 млн т кормов в год. В связи с расширением свиноводческих комплексов в 2017 году «Черкизово» планирует выпустить примерно 1,7 млн т комбикорма.
«Мираторг» сохранил вторую позицию в рейтинге, увеличив производство комбикормов примерно на 200 тыс. т до 1,55 млн т. В прошлом году холдинг продолжил расширять мясной бизнес, нарастив выпуск свинины на 6,2% до 409 тыс. т, бройлера — на 37% до 102,2 тыс. т, говядины — на 53% до 62,1 тыс. т. Третье место, как и в прошлогоднем рейтинге, у «Приосколья». Заводы холдинга произвели почти 1,3 млн т кормов, на 26 тыс. т сократив объем по сравнению с 2015-м. В 2016 году птицефабрики компании выпустили 627,3 тыс. т мяса птицы, сохранив по этому показателю лидерство в России.
В 2016 году российский рынок комбикормов продолжил расти, прибавив 4% в натуральном выражении до 25,8 млн т. По данным Росстата, производство кормов для птицы увеличилось на 1,2% до 14,2 млн т, для свиней — на 9,1% до 9,4 млн т, для КРС — на 1% до 2 млн т. Такая динамика связана с тем, что в 2016 году свиноводство развивалось наиболее интенсивными темпами, при этом сектор птицеводства остается основным потребителем комбикормов, на его долю пришлось около 55% выпущенной продукции.
Источник: Abercade