Текст: Informupack.ru
Экономика России в представлении обывателя, прежде всего, ассоциируется с экспортом сырья, в основном нефти и газа. Но, как показывает практика, производить мы тоже «кое-что» умеем. Например – газетную бумагу. На этом рынке наша страна занимает одно из ведущих мест по производству и по экспорту. Правда, тенденции последних лет заставляют задуматься о том, в каком направлении эта отрасль должна идти дальше, чтобы возобновить развитие и не потерять передовых позиций.
Динамика развития отрасли в цифрах.
Целлюлозно-бумажная отрасль начала развиваться Советском Союзе еще до Великой отечественной войны. Специфика заключалась в том, что заводы нужно было строить возле рек и в местах изобилующих лесными насаждениями, поэтому до сих пор большинство заводов по производству газетной бумаги находится в северо-западной части России. Также советская ЦБ отрасль получила в наследие производственные мощности государств, чьи территории вошли в состав СССР в середине XX века. Таким образом, появились заводы в Калининграде, Карелии, на Южном Сахалине.
В СССР сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, газетная бумага была востребована, где миллионными тиражами выпускались правительственные газеты, книги и другая печатная продукция. С другой стороны, форма ведения хозяйства, где всеми процессами заведовал бюрократический аппарат, привела к тому, что в 88-90 годах СССР экспортировал более 100 тысяч тонн газетной бумаги. Помимо ряда прочих факторов к этому привело и то, что целлюлозно-бумажная отрасль не производила другую продукцию в нужных объемах. Например, товары в Советском союзе заворачивали в дешевую бумагу (или газету) уже на прилавках, для многих из них не была предусмотрена картонная, либо какая другая упаковка. Таким образом, производственные мощности не использовались в полном объеме, что также косвенно отразилось и на производстве газетной бумаги.
После распада Союза, Россия получила в наследие большое количество заводов с устаревшим оборудованием. Также не была налажена цепочка, по которой сырье должно доходить от производителя к конечному потребителю. В качестве посредников по продаже бумаги выступала единая государственная корпорация. Формирование рынка шло до 1997-1998 годов, когда в отрасли наступил кризис, закупщики не могли рассчитаться по долгам с производителями, а производственные мощности пришли к окончательному упадку.
Интенсивно развиваться целлюлозно-бумажная отрасль начала после 1997 года. В этот период предприятия занимались активной модернизацией мощностей, а отечественные представители бизнеса стали вступать в европейские ассоциации, в частности, в объединение EUGROPA. На российский рынок зашел зарубежный капитал, а также иностранные машины по производству газетной бумаги. Как следствие в 2001 году импорт составил всего 2,5-3,5 тысяч тонн, а продукция стала одной из наиболее востребованных за границей. С того времени Россия вошла в пятерку ведущих мировых производителей, а по экспорту занимала второе место после Канады. К 2001 году общий объем произведенной газетной бумаги в РФ составил 1732 тыс. тонн, а в первом полугодии в 2002 года – 862 тыс. т. В 2002 году страна поставила только на экспорт почти 1137 тысяч тонн продукции, что на тот момент составляло 382 млн дол.! Лидерами рынка на начало XXI века являлись 4 предприятия: ОАО «Кондопога» - 24,9%, ОАО «Волга» - 25,9%, ОАО «Соликамскбумпром» - 25,9%, ОАО «Сыктывкарский ЛПК» - 9,1%. На долю остальных приходилось около 14%. Эти показатели весьма важны для понимания дальнейших процессов.
Стабильной ситуация оставалась вплоть до 2010-2011 годов. С 2007 по 2011 производство и экспорт оставались примерно на одном уровне. Отрицательная динамика начала проявляться в 2011. В этом году производство упало на 3%, в следующем на 6%, а еще через год на 13%. Ситуация несколько изменилась в 2014-м, но новые потрясения пришли уже в 2015-2016 гг. К отрицательным результатам привел целый комплекс причин.
Причины спада
Спад производства в 2011 годах был обусловлен тем, что в Европе (которая была одним из основных импортеров российской газетной бумаги) начали закрываться печатные издания. Этому поспособствовало развитие интернета. Вся печатная продукция постепенно стала уходить в виртуальное пространство. Вытеснение бумажных носителей электронными привело к падению спроса и кризиса в данной сфере. Интенсивность исчезновения печатных СМИ на Западе достигала 30% в год. В тоже время в России этот упадок был не так заметен – около 5%. Правда в последующие годы эта цифра увеличилась, но уже по другим причинам. К 2014 году ситуация немного улучшилась за счет открытия новых рынков сбыта. В число основных импортеров вошли такие страны как Египет, Турция, Иран, Индия. Также начали активными закупать у нас газетную бумагу такие страны как Кения, Кюрасао, Бразилия, Пакистан.
Если американские и европейские рынки отвалились по причине того, что в этих странах СМИ все больше уходили в интернет, то падение спроса в странах бывшего СНГ было обусловлено не только экономическими, но также и политическими мотивами. Так, до 2014 года крупным импортером российской газетной бумаги была Украина. К 2016 году в СНГ одним из основных импортеров остался только Казахстан, а общая доля в импорте российской бумаги в этом направлении составила всего 10%.
Новая волна кризиса охватила целлюлозно-бумажную отрасль в 2015-2016 годах. Это было связано, прежде всего, с санкционной политикой ряда стран в отношении России. Проблема заключалась в том, что 60% оборудования, на которых отпечатывалась отечественная газетная бумага, завозилось из-за рубежа. Несмотря на то, что санкции не запрещали ввозить печатное оборудование, девальвация национальной валюты резко усложнила возможности импорта. Также санкции повлияли на рост тарифов на электроэнергию.
Как следствие получился замкнутый круг. В том случае, когда ввоз нового оборудования затруднился, началась стагнация предприятий по производству бумаги. Те самые лидеры, которые стали во главе отрасли в начале двухтысячных, в первую очередь, «Волга» и «Кондопога», резко сократили объемы производства. «Волга» в январе 2016 подала заявление о своей несостоятельности, а проблемы предприятия «Кондопога» начались несколькими годами ранее.
К имеющимся негативным факторам добавился еще один. На рынке газетной бумаги наметилось перенасыщение. Европа и США стали переносить свои производства в Латинскую Америку, где стоимость труда ниже, а значит и производство бумаги дешевле. Таким образом, цены на бумагу снизились, что также не добавило стабильности нашим предприятиям. Например, в Финляндии, за счет модернизации производства смогли уменьшить потребление энергии на 40%. В тоже время отечественные предприятия, чьи мощности итак были более энергозатратными, испытали затруднения с модернизацией производства, которое более чем на половину состояло из импортных комплектующих.
Что дальше?
Несмотря на кризисы и потрясения Россия до сих пор остается одним из лидеров по производству газетной бумаги. Представители бизнеса и правительство рассматривают различные выходы, для того чтобы увеличить интенсивность роста отрасли. Правительство предложило увеличить пошлины до 5% (на данный момент ставка нулевая). Такое предложение не встретило энтузиазма со стороны представителей бизнеса. Как отмечают специалисты, вмешательство государства в формирование цен, как правило, ни к чему хорошему не приводит.
Альтернативу ручному урегулированию проблемы предлагает опыт шведской компании SCA. Некогда один из лидеров производства газетной бумаги, также ощутил на себе изменения мировой тенденции в своей отрасли. Тогда шведы решил изменить свою узкую специализацию (газетная бумага) и освоить новые сегменты целлюлозно-бумажного рынка. Они стали производить санитарно-гигиенические средства, упаковку, изделия из картона. Как отмечает представитель компании «Карелия палп» Павел Калугин, перепрофилирование действующий предприятий на более широкий спектр решения задач – один из главных выходов и способов преодоления кризиса. В противном случае, по его мнению, предприятия будут работать или «в ноль», или в убыток.
Источник: Abercade