Мировой кризис затронул и упаковочную отрасль России. С ним приходится считаться, а точнее — отслеживать изменения емкости рынка и пытаться делать прогнозы на 2009 год. В условиях активного роста рынка жесткой пластиковой упаковки и усиления конкуренции производящие ее компании своей стратегической задачей ставят повышение уровня компетенций топ-менеджмента, а также построение совершенной операционной системы с низкими издержками и сохранение занимаемой ими доли рынка.
РАЗВИТИЕ РЫНКА УПАКОВКИ В 2007—2008 ГОДАХ
В 2007 году на долю России приходилось 43% от совокупного объема ВВП стран Центральной и Восточной Европы. Сегодня Россия активно развивается, используя собственный опыт и опыт западных стран по развитию потребительского рынка, это позволило ежегодно начиная с 2006 года увеличивать темпы роста ВВП на 5,78%. Даже в период развития кризиса аналитики оценивают уровень потребительского доверия в России как благоприятный.
«В то время как граждане государств со зрелой экономикой — Великобритании, Германии, Японии, а также многих развивающихся стран Восточной Европы — не скрывают скепсиса в отношении собственных финансовых перспектив и состояния национальной экономики, Россия — в числе стран с высоким уровнем потребительского доверия, что напрямую влияет на готовность приобретать товары и услуги. При сохранении нынешних темпов роста и настроений потребителей к 2025 Россия имеет все шансы стать крупнейшим потребительским рынком в Европе и выйти на четвертое место в мире», — утверждает Михалис Кристу, региональный директор компании Nielsen в странах Северо-Восточной Европы.
По данным исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen, рынок упакованных продовольственных товаров - самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, — вырос на 17%*. Прирост категорий в стоимостном выражении вызван инфляцией, и все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло, маргарин, молоко, сливки.
«Своим развитием российский рынок обязан росту доходов потребителей и бурным развитием форматов современной торговли», — комментирует результаты исследования Александр Письменный, генеральный директор компании «Nielsen Россия».
В подтверждение этого тезиса приведем несколько ключевых цифр по российскому ритейлу:
в 2006 году количество супери гипермаркетов выросло на 31%, а за 7 месяцев 2007 года — более чем на 20%;
сегодня ритейл имеет долю 35% в национальном розничном товарообороте;
снижение доли открытых рынков — тенденция последних трех лет; однако канал все еще важен для непродуктовых категорий (17%). В то же время в продуктовом секторе его доля уменьшилась до 9%.
Быстрый рост потребительского рынка увеличил спрос розничных сетей на упаковку. Главная характеристика российского рынка — неравномерность в развитии розницы в разных регионах. Чемпионами роста в I полугодии 2007 года стали Иркутск (+32%), Санкт-Петербург (+28%), Казань (+26%). Москва выросла на +5%, но одновременно она является самым большим розничным рынком среди крупнейших городов России.
«Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян задуматься, как они тратят свои семейные бюджеты. … Нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка к концу 2008 года и началу 2009 год. …Рост цен заставил россиян изменить свое покупательское поведение при пополнении своей корзины каждодневных товаров. Для ритейлеров и производителей товаров повседневного спроса сложившаяся ситуация может нести как угрозы, так и новые возможности для роста»,— отмечает Михалис Кристу.
Итак, в 2008 году развитие рынка определяли:
активная географическая экспансия сетевой торговли;
сдвиг потребительских предпочтений в пользу продуктов премиального сегмента, а также увеличение благосостояния россиян, как следствие этого — рост нишевых инновационных товаров, нацеленных на особые группы потребителей.
Системный мировой кризис, начавшийся в 2008 году, положил начало снижению потребительской активности населения. По данным Госкомстата РФ, Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в IV квартале 2008 года (до -20%). По сравнению с III кварталом 2008 года индекс снизился на 21 процентный пункт, с IV кварталом 2007 года — на 15 процентных пунктов. Наблюдаемый уровень индекса примерно соответствует показателям IV квартала 2000 года (-17%).
Снижение индекса потребительской уверенности связанос ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.
Развитие рынка упаковки напрямую зависит от состояния покупательского спроса населения РФ и, в свою очередь, развития рынка ритейла. Далее рассмотрим структуру и наиболее вероятные сценарии развития рынка пищевой жесткой пластиковой упаковки в России в 2009 году.
СТРУКТУРА И ЕМКОСТЬ РЫНКА ЖЕСТКОЙ ПЛАСТИКОВОЙ УПАКОВКИ
Рынок жесткой пластиковой упаковки формируется из нескольких обслуживаемых сегментов, каждый из которых представляет отдельный специализированный рынок сбыта или отрасль. Определение общего объема рынка жесткой пластиковой упаковки основано на исследовании статистики продаж и динамики развития рынков фастфуда, кондитерских изделий, ритейла и других, использующих для расфасовки своей продукции жесткую пластиковую упаковку.
Предприятие «К-упаковка» производит жесткую пластиковую упаковку, выделяя несколько основных сегментов:
фастфуд (производство свежих салатов);
кондитер (производство ручных тортов);
ритейл (фасовка свежих овощей, кондитерской мелкоштучной продукции: печенье, вафли и пр.);
фастфуд (производство блюд японской кухни, в частности доставка суши, десертов);
производство замороженных полуфабрикатов;
производство мороженого;
прочее (крышки_нахлобучки и др.).
Для прогнозирования продаж компании, особенно в период развития мирового кризиса, необходимо точно оценить емкость и ее изменение рынка b2b, использующего для своей продукции упаковку из ОПС. Для этого рассмотрим каждый из сегментов.
ПРОИЗВОДСТВО СВЕЖИХ САЛАТОВ
В данном сегменте представлена упаковка для Fresh — свежих салатов и холодных закусок. До кризиса рынок готовых салатов находился в активной фазе роста, далеко от полного насыщения. В среднем темпы роста «салатного» рынка составляли 20—27% в год. По прогнозам аналитиков DISCOVERY Research Group, к 2009 году объем российского рынка общественного питания должен был превысить 630 млрд руб., а московского — 120 млрд руб. Несложные технологии и доступная цена способствовали быстрому увеличению емкости рынка, расширению ассортиментного предложения производителей. При этом наметилась тенденция к увеличению доли сегмента дорогих видов продукции.
В Европе готовые салаты начали продавать лет 15—20 назад. В России предпосылки для возникновения рынка готовых к употреблению салатов и свеженарезанных овощных смесей начали складываться уже в 2002—2003 годах. Сейчас салатные прилавки есть почти в каждом магазине, рынок ежегодно растет неплохими темпами, вслед за ростом ритейла. В данный момент аналитики расходятся во мнениях о том, каким образом мировой кризис скажется на изменении емкости этого рынка: одни предполагают значительное его сокращение, другие говорят о том, что кризис почти не отразится на рынке фастфуда. Все зависит от того, насколько изменится слой среднего и бизнес-класса потребителей, а также с какими потерями из кризиса выйдет ритейл.
За 3—4 месяца кризиса прибыль столичных ресторанов упала на 15%. По данным Левада-центра, 40% опрошенных стали меньше посещать рестораны и перешли на фастфуд. Эксперты полагают, что при общем падении посещаемости заведений больше всего от кризиса пострадают банкетные рестораны, меньше всего — сети фастфуда. Владелец сети «Крошка Картошка» (более 250 точек быстрого обслуживания) Андрей Конанчук утверждает, что клиент идет к нему «косяком», и обещает продолжить открывать новые точки.
Увеличение мировых продаж McDonald’s в ноябре 2008 года на 7,7% подтверждает версию тех экспертов, которые выдвигают идею о пополнении среднего класса за счет обеднения бизнес-класса, к тому же в условиях постоянного психологического давления и стрессов большинство людей начинают больше есть.
ПРОИЗВОДСТВО РУЧНЫХ ТОРТОВ
До начала кризиса 2008 года эксперты считали, что кондитерский рынок — один из немногих, на котором уровень потребления в России опережает аналогичный показатель в Европе. Сегодня отмечается тенденция приобретения торта не только к праздникам, но и для повседневного потребления. По данным исследований, россияне тратят на сладости порядка 2,5—3% доходов.
Основная тенденция рынка тортов последних лет — рост продаж по стоимости и в значительно меньшей степени по объему, что связано с активным развитием высоких ценовых сегментов рынка.
По оценкам экспертов, сейчас рынок кондитерских изделий перешел в стадию насыщения. Несмотря на некоторое снижение темпов роста рынка, эксперты уверены, что в России культура потребления сладкого только начинает формироваться, а спрос на кондитерские изделия высокого качества в ближайшее время будет только расти.
Динамика рынка пластиковых контейнеров для тортов зависит от роста внутреннего производства тортов, а также от темпов роста замещения картонной упаковки пластиковой. По данным специалистов, на начало 2008 года отмечался динамичный рост внутреннего производства тортов (в среднем ежегодно на 20%). К 2010 году темп роста несколько снизится — до 10—13%, при этом доля тортов в пластиковой упаковке в общей структуре производства тортов будет увеличиваться на 5—7% ежегодно.
Таким образом, планировалось, что к 2010 году спрос на пластиковые тортницы достигнет 22 тыс. тонн, доля тортов в пластиковых тортницах к 2010 году будет равняться 91%.
Одним из сценариев развития может быть аналогичная ситуация 1998 года, когда в целом по кондитерской отрасли оборотные средства предприятий уменьшились втрое, объемы производства за год упали на 7,7%. Кризис изменил и ценовую политику компаний по всей цепочке прохождения товаров: производитель — опт — розница. Разброс цен на идентичную продукцию одной и той же ассортиментной группы в различных торговых точках составлял более 30%.
Во многом объем продаж тортов зависит и от состояния рынка ритейла. Если сценарий развития событий будет предполагать закрытие значительной части розничных торговых точек, розничных сетевых операторов, это будет означать автоматическое сокращение емкости рынка продаж продуктов питания, в том числе и тортов. Сегодня на сетевую розницу приходится порядка 26% рынка. Важным является и то, что в период 2007—2008 годов в связи с увеличением достатка среднего класса россиян характер спроса на кондитерские изделия стал приобретать импульсный характер, тем самым увеличивая частоту потребления кондитерских изделий.
Кризис 2008 года может привести к отнесению тортов только к целевым покупкам.
Журнал Packaging R&D - научно-публицистическое издание для специалистов упаковочной отрасли и потребителей упаковки. Для нас упаковка - продукт и одновременно фактор цивилизации, влияющий на уровень жизни, экологию, и мировоззрение. На наших страницах - интервью, репортажи, качественный анализ событий, технологий, материалов. Наши корни - наука, специализация - упаковка, кредо - исследования и развитие!