Аналитика

Игорь Смиренный выступил с докладом...

С целью поддержки курса президента РФ, а также в рамках реализации антикризисных мероприятий правительства РФ Международным центром интеграционных процессов совместно с Минсельхозом РФ, Правительством Москвы, ТПП Москвы, Сенаторским клубом и Союзом участников потребительского рынка, 13 марта была организована и проведена научно-практическая конференция «Проблемы рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия Российской Федерации». Конференция прошла под эгидой и в помещении Совета Федерации.

Цель конференции – предоставление возможности вести открытый диалог представителям федеральной и региональной власти с аграриями, промышленниками, представителями бизнес – сообщества, учеными, а также поиск новых путей выхода из кризиса и реализация принятых решений.

В свете последних экономических и политических событий Конференция призвана отразить наиболее значимые изменения, произошедшие за последнее время в нашей стране, и их влияние на агропромышленный комплекс РФ и рынки сбыта, обсудить проблемы продовольственной безопасности России и рассмотреть предложения по неотложным мерам для их решения.

К участию в конференции были приглашены члены Совета Федерации, представители региональных органов власти, министерств и ведомств, бизнеса, общественных организаций, научная общественность, представители СМИ.

В программе конференции было пленарное заседание на тему «Анализ проблем и выработка алгоритмов агропромышленного комплекса и товаропроизводителей на среднесрочную и долгосрочную перспективу», а также целый ряд «круглых столов». На одном из них, под председательством ведущего телеканала «РБК-ТВ» Игоря Виттеля, с докладом «Роль упаковочной индустрии в развитии АПК и продовольственной безопасности государства» выступил главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный.

Он, в частности, напомнил присутствующим, что при советской власти наше государство несло огромные потери производимой сельскохозяйственной и пищевой продукции (от 50 до 80%, а по некоторым позициям и более) из-за отсутствия упаковки. В этой связи огромное значение во многих странах придается тарному хозяйству.

Но в течение многих лет, в СССР, а в последние 15 лет и в России развитию его, как наиболее важной составляющей АПК, государством не уделяется должного внимания. Эта сфера экономики всегда рассматривалась (и рассматривается сегодня), как второстепенная, вспомогательная при основном производстве продуктов питания…

Из-за отсутствия в стране собственных современных упаковочных материалов, фасовочного, упаковочного и другого необходимого оборудования, только в 1985 – 1990 гг. на его покупку было затрачено более 300 млн. инвалютных рублей.

«Только явная недооценка роли тары и упаковки привела к тому, что мы не имеем отечественного расфасовочно-упаковочного оборудования, машин для производства упаковочных материалов, наконец, самих упаковочных материалов нужного качества и в нужном количестве. Перерабатывающие предприятия АПК оснащены главным образом импортным оборудованием. Сотни миллионов рублей ежегодно тратятся на закупку упаковочных материалов» - писал в своем приветствии к читателям журнала «Тара и упаковка» в 1990 г. министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР Г.В. Кулик.

К сожалению, за прошедшие 20 лет ситуация в стране практически не изменилась. Тароупаковочное хозяйство так и не стало «важной составляющей АПК». Достаточно сказать, что в системе Минсельхоза РФ уже много лет нет ни одного специалиста, эксперта или даже рядового сотрудника хотя бы мало-мальски разбирающегося в проблемах тароупаковочного хозяйства.

Тем не менее, сама рыночная экономика вынудила российских предпринимателей самостоятельно и весьма успешно заниматься проблемами упаковки. Консолидирующим звеном при этом, как не странно, стал созданный в 1990 г. журнал «Тара и упаковка». За 10 – 15 лет по инициативе журнала было создано первое в России некоммерческое объединение производителей и потребителей упаковочной продукции; организованы уникальные отраслевые выставки «Росупак» и «Этикетка».

Впервые в истории нашей страны журналом «Тара и упаковка» начали проводиться национальные конкурсы на лучшую упаковку и лучшую этикетку. Впервые в истории страны по инициативе журнала была открыта специальность по таре и упаковке в системе высшего (а затем и среднего, специального) образования. Был создан Комитет по развитию индустрии упаковки при Торгово-промышленной палате РФ…

Во второй половине 90-х гг. ХХ века некоторые специалисты считали, что интенсивное развитие тароупаковочного хозяйства страны стало возможным из-за отсутствия влияния на этот процесс со стороны государственных структур. Но уже в самом начале XXI века стало ясно, что без поддержки государства и без правового обеспечения специалистов, работающих в сфере упаковки, упаковочную отрасль развивать очень трудно и практически не возможно. Ведь в «наследство» от планово-распределительной экономики, упаковочной индустрии России не досталось никаких «работающих» государственных структур, ни какой поддержки.

Здесь необходимо отметить, что АПК и пищевая промышленность – самые крупные потребители упаковочной продукции. Это известно во всем мире. И тем не менее, именно стараниями «специалистов» Минсельхоза РФ в 90-е годы ХХ века был разрушен комбинат «Союзпродоформление», занимавшийся разработкой, патентованием и правовой защитой упаковок и этикеток (многие из которых стали настоящими брэндами) для многочисленных продуктов питания и напитков, выпускавшихся в 60 – 80-е годы в СССР и даже в начале 90-х гг. в России.

Практически прекратил свою работу единственный в стране Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт тары и упаковки (НИЭКИТУ), почти 15 последних лет находившийся в ведении Минсельхоза РФ. «Эксперты» министерства за все прошедшие годы даже ни разу не побывали в этом институте (!). Ни разу не финансировались предлагаемые институтом проекты.

Минсельхозом РФ было разрушено подведомственное ему Российское государственно-кооперативное объединение «Ростароупаковка», объединявшее в СССР около 30 предприятий - производителей упаковочной и этикеточной продукции для АПК и пищевой индустрии.

В середине 90-х гг. Минсельхоз РФ практически содействовал развалу издательства «Колос», в которое, между прочим, с 1990 г. входил журнал «Тара и упаковка» и которое первым в России только, только начало издавать специальную литературу по упаковке…

Вместе с тем, в «наследство» упаковщикам России достались неправильно утвержденные в СССР высокие таможенные пошлины на ввоз сырья для производства упаковочной и этикеточной продукции и низкие таможенные пошлины на ввоз готовой упаковочной и этикеточной продукции. То есть, таким образом, государство «традиционно» продолжает поддерживать зарубежных производителей упаковки и лишать возможности развиваться – отечественным.

Практически все стандарты на тароупаковочную продукцию и на отечественное сырье для ее производства давно устарели. Научные изыскания (НИОКР), статистика и анализ рынка в сфере упаковки уже много лет практически ни кем не ведутся.

Несмотря на открывшиеся за последние 10 – 15 лет кафедры по упаковке при университетах и колледжах, грамотные преподаватели в данной сфере естественно отсутствуют. Нет учебных профессионально подготовлнных программ, учебных пособий и справочников. За прошедшие 15 лет после создания новой специальности по упаковке, практически не было защищено ни одной кандидатской диссертации, не говоря уж о докторских! Практически отсутствует подготовка и переподготовка преподавателей для новых специальностей и специализаций, связанных с упаковочным производством и исследованиями рынка упаковки.

Докладчик отметил, что в начале 90-х гг. прошлого века в России из-за отсутствия упаковочной продукции в достаточном количестве, на душу населения приходилось менее 10 кг. отходов упаковки в год (в развитых европейских странах около 100, в США – 150 – 200, а в Японии 200 – 250 кг). Однако, с переходом к рыночной экономике ситуация в нашей стране изменилась. К концу 90-х гг. прошлого века в крупных городах России выросли объемы, как производимой, так и ввозимой из-за рубежа вместе с продуктами питания упаковки. Сегодня на душу населения в год в нашей стране, по мнению некоторых специалистов, приходится 50 – 80 кг. отходов упаковки. И объемы отходов упаковки постоянно растут.

В течение 10 последних лет по инициативе отечественных экологов Советом Федерации, а затем Государственной Думой и даже Правительством Москвы предпринимались попытки создания проекта Закона «Об упаковке и упаковочных отходах». К сожалению, всякий раз они заканчивались неудачей, поскольку сводились лишь к попыткам решения проблемы утилизации отходов упаковки. Но ведь хорошо известно, что нельзя сказать «Б», не сказав «А». Возможно, сейчас тоже самое происходит с проектом Закона о безопасности упаковки…

Отечественные экономисты, политики, эксперты разных уровней, не заметили (или не хотят замечать из-за своей полной безграмотности в данной сфере) что упаковочная индустрия за последние годы становится одной из ведущих отраслей в экономике России. Это, в частности, подтверждается ежегодно проводимыми в Москве международными выставками «РОСУПАК» (более 10 лет в ней участвуют 800 – 900 экспонентов, причем более 70% - российские), «Упаковка/УпакИталия» (500 – 600 экспонентов – 30 – 50% - российские). Упаковочные выставки около 10 лет проводятся во многих регионах России. Это подтверждается и сравнительно новой и, правда с трудом, но развивающейся, специальностью по таре и упаковке, созданной в системе высшего и среднего специального образования 15 лет назад (кафедры есть уже во многих университетах, в разных регионах России).

Учитывая необходимость развития экспорта отечественных товаров, эта еще непризнанная государством отрасль, в ближайшие годы должна стать приоритетной и одной из ведущих. Так, как это уже давно происходит практически во всех развитых и даже развивающихся странах.

Упаковка, по мнению зарубежных специалистов, это – и искусство, и наука, и техническое проектирование. Это и материалы и способы их переработки. Это и защита товаров (в т.ч. от подделок), это и их продвижение, инструмент брэндирования, это закон, производство, работа с сырьем. Все это сплетается в один клубок.

Но, к сожалению, из-за выше указанных причин новая для российской экономики отрасль и ее инфраструктура развиваются спонтанно, без какой-либо поддержки государства. Первым шагом к легализации новой отрасли должен стать закон, определяющий участников (субъектов) тароупаковочной отрасли и регламентирующий (легализирующий) их права и обязанности.

Например, закон должен устанавливать взаимоотношения между разработчиками, дизайнерами (конструкторами и оформителями), производителями или поставщиками упаковочной и этикеточной продукции (включая производителей и поставщиков упаковочных, этикетировочных, маркировочных машин и оборудования). Он должен устанавливать степень ответственности за фальсификацию упаковок и этикеток для пищевых продуктов и товаров народного потребления. А также степень ответственности производителей и потребителей (т.е. заказчиков упаковки) за образование производственных и бытовых отходов.

Ответственность за образование отходов упаковки несут:
  • производители продуктов питания, напитков, товаров народного потребления (заказчики упаковки);
  • производители упаковочной продукции. Они должны забирать отсортированные по видам материалов и подготовленные ко вторичному использованию отходы упаковки;
  • торговые системы и торговые предприятия, получающие продукцию в промышленной (транспортной) таре, использующие вторичную упаковку и имеющие собственные торговые марки;
  • муниципальные органы, организующие раздельный сбор отходов упаковки и обеспечивающие их более глубокую сортировку;
  • некоммерческие организации, координирующие работу участников, несущих ответственность за образование отходов упаковки и ведущих пропаганду о необходимости раздельного сбора отходов упаковки среди населения и, в первую очередь среди молодежи;
  • население, обеспечивающее первичное разделение отходов упаковки по видам материалов.

В заключение Игорь Смиренный отметил, что стоимость упаковки всегда входит в потребительскую стоимость продуктов, напитков и товаров народного потребления. Причем, в некоторых случаях стоимость упаковки значительно превышает стоимость самих продуктов (например, питьевых вод и прохладительных напитков, многих видов парфюмерии и косметики и др.).

Но в эту потребительскую стоимость не включена стоимость утилизации использованной упаковки, которая должна составлять десятые и даже сотые доли от стоимости продукта. Причем средства, получаемые за утилизацию упаковочных отходов должны быть направлены в некоммерческие организации, занимающиеся координацией работы вышеперечисленных организаций, ответственных за образование отходов упаковки.

Источник: Unipack.Ru

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*