Аналитика

Обзор российского рынка гофротары: 2014-2015 годы - Abercade

Автор: Владимир Мануленко, аналитик компании Abercade

Производство гофропродукции

Всего за 2014 год в России было произведено 2466,3 млн кв. метров гофропродукции. Выпуск товарного гофрокартона в этот же период составил порядка 2065,8 млн кв. метров, а объемы производства ящиков и пачек из гофрокартона достигли отметки 400,5 млн кв. метров (рис. 1). Объем производства всей гофропродукции по сравнению с 2013 годом сократился на 3%. В 2015 году ситуация не изменилась. Снижение спроса на гофроупаковку было вызвано ростом конкуренции со стороны других видов упаковки. Кроме того, существенное влияние на снижение спроса оказало обусловленное экономическим кризисом сокращение производства некоторых видов продукции, упаковываемой в гофрированную тару. По предварительной оценке, по итогам 2015 года, объем производства гофроупаковки сократится более чем на 2% к уровню 2014 года и составит около 390 млн кв. метров.

Характерной особенностью структуры производства гофропродукции в 2013–2015 годах является увеличение доли производства готовых изделий. По сравнению с 2012 годом, когда доля гофротары составляла 12,5%, в 2015 году этот показатель может увеличиться до 16,3%.

Рисунок 1. Динамика производства гофрированного картона и гофротары в 2010–2015 годах, тыс. кв. метров

 

 

Объем производства гофропродукции в денежном выражении в 2014 году составил порядка 31,5 млрд рублей, или $ 0,8 млрд. По итогам года этот показатель может увеличиться до 35,5 млрд рублей, или $ 0,5 млрд.

В 2015 году производители гофротары столкнулись с ростом стоимости макулатуры, которая является основным сырьем для производства этого вида упаковки. В первом полугодии 2015 года стоимость макулатуры выросла в среднем на 32-36%. Это, а также снижение запасов макулатуры у производителей гофротары с 7 до 2 дней работы привело в ряде случаев к сбоям в производстве.

Вместе с этим, сложная экономическая ситуация у потребителей гофротары не позволяла в 2015 году поднимать цены на гофротару теми же темпами, что росли издержки. За первые 8 месяцев 2015 года рост цен на гофротару составил около 15-18%. Это привело к снижению маржинальности у производителей гофрированной тары.

В региональной структуре общероссийского производства тары из гофрокартона можно выделить 14 крупнейших регионов с ежегодными объемами производства, превышающими 10 млн кв. метров. Совокупная доля данных регионов в 2014 году составила порядка 82,7% всей произведенной гофрированной тары (рис. 2).

Рисунок 2. Структура производства тары из гофрокартона по регионам в 2014 году, %

 



По итогам 2015 года, региональная структура производства гофротары изменится незначительно. Основными регионами, производящими гофрированную тару, остаются, Новосибирская, Ярославская, Тюменская и Ленинградская области, а также Республика Хакасия.

Экспорт гофропродукции

Всего в 2014 году было экспортировано 15,3 млн кв. метров гофропродукции на сумму $ 10,1 млн. При этом около 5% от объема экспорта является реэкспортом, то есть возвратом многооборотной тары.

В 2014 году по сравнению с 2013-м объем экспорта гофропродукции в натуральном выражении вырос на 7 млн кв. метров (+84,3%). В денежном выражении экспорт продемонстрировал рост на $ 2,6 млн (+33,8%).

В 2014 году доля товарного гофрокартона сократилась в общем объеме экспорта и составила около 3,3%, исходя из натурального выражения объемов экспорта.

В 2015 году, по предварительной оценке, объем экспорта гофротары из России останется на уровне 2014 года, то есть составит около 15 млн кв. метров.

Доля экспорта в общероссийском производстве гофропродукции крайне мала – около 0,03%. Главным экспортером российской гофропродукции в 2014 году стало ЗАО «Смерфит Каппа Санкт-Петербург» – доля компании в общем экспорте составила 19,3% (рис. 3). Почти весь свой экспорт (гофроящики и гофрокартон) компания направляла в Эстонию и Финляндию.

Вторая по величине доля – 14,4% от общего объема экспортных поставок в натуральном выражении – в 2014 году принадлежала ЗАО «Готэк» (Курская обл.). Компания экспортировала гофрокороба и гофрооберчайки в Эстонию, Италию и на Фарерские острова.

Третье место по объемам экспортных поставок (8,3%) заняло ООО «Алтайтара» (г. Барнаул), которое в 2014 году поставляло гофроящики в Узбекистан.

Суммарная доля других производителей в экспорте 2014 года составила 58%. Стоит отметить, что для значительной части экспорта гофропродукции из России производитель не указан.

Рисунок 3. Структура экспорта гофропродукции по компаниям-производителям в 2014 году в натуральном выражении, %

 


В структуре экспорта российской гофропродукции по странам назначения первые три позиции занимают Эстония, Узбекистан и Фарерские острова. В начале 2015 года постепенно увеличивалась доля экспорта в страны Средней Азии и СНГ, экспорт в Европу сокращается.

Импорт гофропродукции

Всего в 2014 году было импортировано 101,3 млн кв. метров гофропродукции на сумму $ 43,7 млн. При этом доля товарного гофрокартона в структуре импорта снизилась до 1,8%, соответственно, доля гофроящиков увеличилась до 98,2%. 

В 2014 году по сравнению с 2013-м объемы импорта гофропродукции в натуральном и денежном выражении снизились, соответственно, на 22,1 и 31,5%. Стоит отметить, что Федеральная Таможенная Служба РФ не учитывает поставки из Белоруссии, откуда на российский рынок поступает гофропродукция ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».

По предварительным оценкам, в 2015 году объем импорта гофротары в Россию сократился почти на 14%. Если ситуация не изменится, то по итогам 2015 года, импорт может составить около 85-87 млн кв. метров.

В 2014 году 41,6% общего объема импортной гофропродукции было поставлено с Украины. На Польшу и Литву приходилось, соответственно, 15,4 и 11,5% импорта. Доли Кореи, Китая и Германии составили, соответственно, 7,7, 6,7 и 3,5%. Доля каждой из остальных стран–отправителей гофропродукции не превышала 1%.

Объемы поставок с Украины в российском импорте гофропродукции за 2014 год существенно снизились. Если в 2013 году объем импорта украинской продукции составлял 61 млн кв. метров (или почти половину от общего объема импорта), то в 2014-м он снизился более чем на 31%. В 2015 году продолжилось сокращение импорта украинской гофрированной тары. За первые 8 месяцев 2015 года импорт из этой страны уменьшился примерно на 18%.

В 2014 году объем импорта ящиков из гофрокартона составил 101,1 млн кв. метров. Можно выделить четыре основные сферы применения этого вида упаковки: бытовая техника, средства бытовой химии, пищевая продукция, прочие товары (рис. 4).

Рисунок 4. Структура импорта гофроящиков по сфере их применения, 2014 год, %

 


В 2014 году безусловным лидером по объемам поставок гофропродукции в Россию являлось ОАО «Рубежанский КТК» (Украина), на долю которого приходилось 39,3% общего объема импорта в натуральном выражении.

Вторая по величине доля в общем объеме импорта гофропродукции (14,5%) в 2014 году принадлежала компании DS Smith Plc (Австрия, Германия, Польша), которая поставляет картонные гофроящики для упаковки бытовой техники, детских подгузников и других товаров.

Третье место по величине импортных поставок (6,5%) заняло ЗАО «Клайпедос картоно тара» (Литва). Основная продукция предприятия – коробки из гофрированного картона для упаковки пищевой продукции.

Компания Sae Hwa Corrugated Packaging Co. (Республика Корея) с долей 5,4% заняла четвертое место в общем объеме импорта в 2014 году. Основная продукция, поставляемая компанией, – коробки из гофрированного картона для упаковки рыбной продукции.

Компания Smurfit Kappa Group, которая поставляет в Россию коробки и ящики из гофрированного картона для упаковки и транспортировки промышленной продукции, заняла пятое место в общем объеме импорта с долей 5,2%.
Порядка 33,2% объемов импорта в 2014 году было предназначено для предприятий Краснодарского края, импортирующих в основном гофроящики из многослойного гофрокартона. В тройку лидеров по объемам поставок входит Калининградская область – 19,5% импорта, и Ленинградская область – 9,7% импорта.

В 2015 году упаковочная отрасль столкнулась с постепенным замедлением спроса на упаковку, высокими процентными ставками по кредитам и сокращением кредитования производителей, высокими ценами на сырье (а в случае с гофротарой – еще и дефицитом макулатуры), увеличением издержек за счет импортных материалов. Все это заставило производителей упаковки увеличивать отпускные цены на свою продукцию. В свою очередь потребители стали искать пути снижения издержек, в том числе и за счет экономии на упаковке. 

Совокупность этих факторов по-разному влияла на выпуск различных видов упаковки. Если по итогам 8 месяцев 2015 года, производство тары из негофрированного картона сократилось на 22%, а стеклянной тары – на 5%, то производство гофротары и полимерной упаковки осталось примерно на уровне 2014 года. 

Таким образом, производители гофротары в непростых экономических условиях пока выигрывают конкурентную борьбу по сравнению с производителями других видов тары. Вместе с тем, темпы роста цен на гофроупаковку не позволяют своевременно компенсировать рост издержек до приемлемых уровней доходности.

В 2016 году основными трендами, влияющими на упаковочную отрасль, будут взаимные экономические санкции, а структура издержек остается таковой, что они постоянно растут, и их рост кратно превосходит рост экономики.
Перспективы роста экономики будут зависеть от внешних факторов (санкции, цены на энергоресурсы). Ограничения на доступ к заемным средствам и инвестициям будут и далее способствовать росту издержек. 

Таким образом, несмотря на то, что гофроупаковочной отрасли в целом пока удавалось преодолевать неблагоприятные макроэкономические факторы, в ближайшем будущем она может столкнуться с новыми вызовами. 

Уважаемые клиенты! Все вопросы, связанные с данным отчетом, можно задать по адресу mail@abercade.ru, используя форму на странице исследования или по телефону +7 (495) 730-7459.

Источник: Abercade

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*