Аналитика

Рынок бутилированной воды в России: плюсы и минусы финансового кризиса

О темпах роста рынка бутилированной воды последние годы трубили все аналитики, прогнозы были оптимистичными, игроки чувствовали себя вполне спокойно, осознавая, что до насыщения рынка еще ой как далеко. Рынок рос и развивался. Средний годовой прирост за последние пять лет составлял по разным оценкам от 13 до 25%. И 2008 год в этом плане не стал исключением.
 
Председатель Союза Производителей бутилированных вод России, Алена Кондратьева, подводя итоги ушедшего года, говорит о том, что рынок бутилированной воды вырос приблизительно на 20-25 %, для сравнения: в 2007 году продажи выросли на 15 %. Рост рынка производства безалкогольной продукции был самым быстрорастущим за последние годы.
 
Первые симптомы кризиса
 
Участники российского рынка бутилированной воды почувствовали на себе влияние мирового экономического кризиса уже в конце 2008 года. Алена Кондратьева отмечает, что «первыми его ощутили на себе компании, специализирующиеся на поставках оборудования (кулеры, помпы, бутыли и т.п.). У некоторых из них спрос снизился на 40%. Крупнейшая компания по производству бутылей остановила два своих производства. Компании по доставке воды вместо ожидаемого декабрьского прироста ощутили небольшое снижение продаж. Особенно это почувствовали те, где число корпоративных клиентов превышает частников».
 
К сожалению, стремясь сократить свои расходы, некоторые предприятия предпочли отказаться от доставки бутилированной воды в офис. По оценкам коммерческого директора ЗАО «Новосибирскпродмаш» Сергея Нестерюка, наиболее сильно кризис затронул производителей бутилированной воды промышленных регионов, где предприятия являются градообразующими и обеспечивают жизнедеятельность целых городов. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что, несомненно, отражается на снижении спроса на кулерную питьевую воду. Сергей Нестерюк с сожалением констатировал, что ряд крупных производителей бутилированной воды, которые планировали приобрести оборудование для розлива, отказались от своих намерений, объясняя свое решение сложностью в получении кредитных средств, значительным повышением процентных ставок, а также сворачиванием программ по перевооружению и/или расширению производства.
 
Рынок жил, жив и будет жить!
 
И все же большинство предприятий, выпускающих бутилированную воду, не склонны поддаваться панике и пессимистическому настроению. Мария Усачёва, директор по развитию компании «Живой источник», г. Киев, с полной уверенностью говорит о том, что большинство клиентов компании будут продолжать пить качественную воду и дома, и на работе: «Вода входит в число продуктов первой необходимости: растёт осведомлённость людей о полезных свойствах качественной воды и наши клиенты понимают, что природная артезианская вода – это не просто уровень жизни, но в первую очередь – здоровье, о котором каждому человеку необходимо заботиться. Сегодня наблюдаются некоторые изменения в структуре потребления воды – очень активизировались домашние потребители, растёт и клиентская база, и объёмы потребления.
 
Дом, семья во время кризиса становятся центром стабильности жизни, появляется потребность больше времени проводить дома и заботиться о своей семье. В офисном сегменте спад потребления не значительный, хотя мы знаем, что некоторые наши клиенты сокращают штаты сотрудников. Но хорошие привычки и стиль жизни, это последнее, от чего отказывается человек. Показательный пример: когда в компаниях, где принимают решение о прекращении финансирования затрат на питьевую воду, за неё решаются платить сами сотрудники».
 
Сергей Нестерюк отмечает, что, несмотря на кризис, с начала 2009 года интерес к оборудованию для розлива питьевой воды увеличился. Связывают это в компании, прежде всего, с тем, что сейчас начинается отток инвестиций из «проблемных» отраслей и увеличение интереса к перспективным направлениям. Производство бутилированной воды, по мнению Сергея, продолжает оставаться актуальным. Рынок бутилированной воды в России и странах СНГ появился не так давно и его емкость еще достаточно велика, он обязательно будет развиваться и укрупняться. Об этом свидетельствует и увеличение спроса на более высокопроизводительные линии. Способствует увеличению интереса к оборудованию и неустойчивость национальной валюты. Сейчас многие боятся потерять свои средства и, планируя в дальнейшем по-прежнему заниматься производством бутилированной воды, вкладывают деньги в приобретение линий розлива.
 
Новые горизонты
 
Надо сказать, что кризис принесет с собой не только проблемы, но и новые возможности. Прежде всего, для отечественной промышленности, которая получает значительное ценовое преимущество по сравнению с импортными товарами, что особенно актуально для производителей оборудования. Для бутилировщиков в кризисе тоже есть свои положительные стороны. «Кризис оценил эффективность стратегий и бизнес–моделей на всех рынках, всколыхнул владельцев бизнеса и самое главное – сотрудников, думаю, что для компаний, рынка и потребителей можно в данной экономической ситуации найти много плюсов: много работы и много тех, кто готов её выполнять с огромным желанием», – говорит директор по развитию компании «Живой источник» (г. Киев) Мария Усачева. Сложности же по ее мнению будут заключаться в том, что рынок отечественный бутилированной воды, «тесно связан с зарубежным, поэтому, когда за оборудование мы будем платить доллары, а за воду получать национальную валюту, это конечно скажется на прибыли. Сложнее всего будет сохранить спокойствие и не потерять нужных сотрудников в экономической ситуации, которую прогнозируют».
 
«С падением рубля – отмечает Алена Кондратьева – отрасль ожидает повышение цен на поликарбонатную тару, так как сырье для нее покупают за границей».
 
Главной задачей для производителей бутилированной воды в непростое кризисное время, несомненно, станет сохранение клиентской базы, а это значит, что предприятиям самое время задуматься как о сокращении издержек, так и о сохранении существующей клиентской базы. Следовательно, на первый план выходят вопросы КАЧЕСТВА, как самого продукта, так и обслуживания клиентов, а поддержать имидж бутилированной воды как качественного и полезного продукта в силах каждого производителя!

Автор: Лариса Кульгускина
 
 Источник: АкваЭксперт.Ру
 
 
Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*