Аналитика

Своя доля

Производители безалкогольных напитков давно уже оценили преимущества пластиковой потребительской упаковки. Доля пластика в разных сегментах рынка безалкогольных напитков неодинакова. Наибольший процент в структуре продаж в натуральном выражении принадлежит пластику в сегментах сладких безалкогольных газированных напитков, бутилированной минеральной и чистой воды. В текущем обзоре будет фигурировать аббревиатура CSD – международный термин Carbonated Soft Drinks – газированные безалкогольные напитки

Автор: Ольга Бут

Общий взгляд

По прогнозам маркетинговых агентств, снижение общих темпов роста украинского рынка безалкогольных напитков ожидается только к 2011 г. Такой «запас» связан со значительным отставанием среднедушевого потребления напитков в Украине. Например, уровень ежегодного потребления безалкогольных напитков среднестатистическим европейцем и американцем превосходит отечественные показатели в 2,5 и 6,5 раз соответственно. Поэтому в отличие от некоторых европейских рынков, которые находятся в стадии стагнации или демонстрируют отрицательную динамику, у отечественного рынка неплохие прогнозы в дальнесрочной перспективе. Основания для оптимизма добавляет и изменение культуры потребления нашими соотечественниками безалкогольных напитков.
С одной стороны, изменение образа жизни и отношения к собственному здоровью, а также растущая информированность украинцев относительно различных ингредиентов приводят к сокращению потребления сладких газированных безалкогольных напитков. С другой стороны – закономерно увеличиваются сегменты сокосодержащих, энергетических, диетических напитков, холодных чаев, кваса и другой продукции смежных категорий. Благоприятные прогнозы и для сегмента бутилированной минеральной, столовой и чистой воды.
Относительно непосредственно рынка газированных безалкогольных напитков, ниже будут фигурировать данные, которые основаны на результатах аудита розничной торговли за июнь-июль 2008 г., проведенного компанией MEMRB-IRI.

 Расклад в сегменте CSD

Последние годы динамика сегмента CSD существенно снизилась, что эксперты связывают с переходом рынка в стадию насыщения. Положительный момент для внутреннего рынка - продукция, которая сегодня производится в Украине, практически вытеснила импорт: 99,4% рынка принадлежит отечественному производству, импорт же составляет всего 0,6%.
Отечественный рынок газированных безалкогольных напитков в основном развивается за счет крупных городов, что в условиях насыщения заставит производителей сменить вектор ориентированности на более глубокое проникновение в регионы. Изменений удельного веса основных шести городов по сезонам продаж в натуральном выражении практически не происходит. Лидирующие позиции удерживает столица: Киев – 38%, Харьков – 21%, Одесса – 14,2%, Днепропетровск – 9,9%, Донецк – 9,3%, Львов – 7,6%.
Поскольку газированные безалкогольные напитки на украинском рынке остаются товарами импульсивного спроса, то в сегментации рынка по каналам продаж большая доля принадлежит рынкам, киоскам и павильонам. Однако и другие исследования подтверждают рост продаж продукции рассматриваемой категории через торговые сети. Суммарно на супермаркеты и продуктовые магазины приходится 51,3% всех продаж.
 
Берем объемами
 
В структуре продаж безалкогольных газированных напитков по объемам упаковки наибольшая доля приходится на двухлитровые полимерные бутылки. Причем за год этот объем увеличил свою долю на 5,5%, в то время как тара по 1,5 и 1 л потеряли позиции на 4,2% и 0,9% соответственно. Остальные объемы упаковки в сегменте off-trade сохранили свою долю.
Эти показатели свидетельствуют о том, что газированные напитки хотя и остаются товарами импульсивного спроса, но все чаще приобретаются не для индивидуального потребления непосредственно после совершения покупки, а покупаются в качестве напитка к домашнему столу. На эту тенденцию следует обратить внимание, ведь постепенно напитки перейдут в категорию запланированных покупок, а это будет стимулировать производителей к поиску новых рекламных и маркетинговых шагов по усилению лояльности потребителя к отдельным торговым маркам.
Поэтому наряду с рецептурными новинками должны изменяться дизайн и оформление потребительской упаковки. А поскольку растут объемы реализации газированных напитков через сетевые магазины, то претерпит изменений групповая и транспортная упаковка полимерных бутылей. Эти изменения будут диктоваться растущими требованиями надлежащей организации структуры логистики.
 
Пластик приспособился

Бесспорным лидером в структуре продаж газированных напитков в зависимости от вида упаковки остается пластик с долей 97,3%. Стеклянная тара, которая является возвратной, занимает 1,3%, жестяная банка и невозвратная стеклянная тара ограничиваются 0,8% и 0,1% соответственно. За год этот расклад не претерпел существенных изменений.
Несколько основных факторов оказывают положительное влияние на частоту использования пластиковых материалов в производстве потребительской упаковки для безалкогольных напитков. Во-первых: небольшая цена при высоких физико-механических показателях готовой продукции. Во-вторых – низкие издержки на логистику, поскольку тара является невозвратной, и доступность на рынке как оборудования для производства пластиковых бутылок, так и самой тары.
Легкость создания новых решений в дизайне пластиковых бутылок в дальнейшем позволит производителям адекватно решать задачи позиционирования своих торговых марок. Сами операторы рынка подчеркивают, что для них приоритетным остается реализация продукции через сегмент off-trade, а значит, с усилением конкуренции еще больше заострятся вопросы организации логистики, дистрибуции и трейд-маркетинга высокого уровня.
Поскольку одним из стратегических направлений по охвату лидерами отрасли рынка была, остается и будет политика сильного бренда, есть все основания полагать, что пластиковая потребительская упаковка для безалкогольных газированных напитков сможет удерживать большую долю. Другой вопрос, что параллельно обострятся проблемы переработки пластиковой упаковки, которые должны будут решаться ритейлорами и производителями совместно.

Источник: Мир упаковки
 

Архив материалов
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005

Новые материалы

Станьте экспертом компании Abercade
Разработка сайта - Astronim*
Разработка сайта
Astronim*