Unipack.Ru предлагает вниманию читателей беседу с Александром Бойко, генеральным директором Национальной конфедерации упаковщиков, о текущем состоянии индустрии упаковки в России и о задачах, стоящих перед ассоциацией упаковщиков.
Как Вы оцениваете состояние рынка упаковки в России в настоящее время? Какие изменения произошли на нем за последнее время, каковы тенденции развития?
По многим экспертным оценкам, и я считаю их вполне объективными, российский упаковочный рынок входит в число 10 крупнейших мировых рынков упаковки, а по темпам своего развития является одним из лидеров. К сожалению, то оживление рынка, которое наблюдалось в послекризисные годы и в начале 2013 года, во второй его половине сменилось настороженным ожиданием, если не стагнации, то ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности большинства действующих предприятий. Скорее всего, здесь сработали макроэкономические факторы, повлиявшие на состояние всей российской экономики. Еще рано подводить окончательные итоги 2013 года для упаковочной отрасли, но можно ожидать прироста объемов производства упаковки порядка 2-2,5 %.
Можно констатировать, что большая часть инвестиционных планов все-таки реализована. Так, например, введена в действие бумагоделательная машина годовой мощностью 250 тыс. т группой компаний СФТ. Ряд предприятий, выпускающих упаковку, модернизировали свое производство. Продолжился процесс укрупнения и консолидации предприятий упаковочной отрасли. Эта тенденция продолжится и в ближайшие годы. Среди других тенденций необходимо отметить повышение спроса на упаковку с высокими потребительскими свойствами. Большее внимание стало уделяться экономичности упаковки, удобству ее использования конечным потребителем и, конечно, вопросам, связанным с ее экологичностью. В различных секторах упаковочного рынка появились новые виды средств упаковки. Так, недавно Tetra Pak и PepsiCo представили первую в России производственную линию по розливу молока торговой марки «Домик в деревне» в картонную бутылку Tetra Evero Aseptic. Теперь эта картонная бутылка стала выпускаться и в нашей стране. Шире стал ассортимент пленочных материалов.
В финансовом плане трудно, наверное, найти предприятие, которое очень хорошо себя чувствует. И все же можно говорить о том, что наблюдается более или менее стабильная обстановка. Резкого повышения рентабельности в 2013 г. добиться не удалось. Все находится примерно между «средне» и «не очень хорошо». Тем не менее, мы не теряем оптимизма. Рынок все-таки продолжает развиваться. При дальнейшем росте объемов производства наших промышленных потребителей, в первую очередь, из пищевой промышленности мы тоже получим определенный импульс.
Какова ситуация на рынке сырья для упаковки?
В начале декабря в Вене прошла конференция «Целлюлозно-бумажная промышленность России и СНГ», организованная Институтом Адама Смита. Представители НКПак также участвовали в этом мероприятии. В этом случае нет крайних восторженных или резко отрицательных отзывов. Нельзя сказать, что проблемы нашего сырьевого обеспечения решены полностью. Хотя на некоторых предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности происходят определенные сдвиги, и мы надеемся, что результаты проявятся. Активнее стали работать наши макулатурщики, правда, на этом рынке тоже масса проблем, которые, к сожалению, только обостряются.
Чувствуются ли перемены в отрасли в связи с вступлением России в ВТО?
Особых изменений пока не видно. Предприятия, закупающие продукцию по импорту, беспокоятся о том, как будут снижаться таможенные пошлины на сырье и готовую упаковку. По этому поводу мы планируем провести в рамках выставки «Упаковка/УпакИталия» небольшой круглый стол, куда приглашаем всех, кто занимается импортом сырья и готовой упаковки. В условиях, подписанных Россией при вступлении в ВТО, есть обязательства по снижению пошлин, но, по нашим наблюдениям и по цифрам, которые мы смогли найти, таможенные пошлины на сырье, необходимое для производства упаковки, будут снижаться меньшими темпами и в более продолжительные сроки по сравнению с пошлинами на готовую упаковку. Это не способствует нашему внутреннему производству и, естественно, снижает конкурентоспособность отечественных предприятий. Участники круглого стола смогут не только ознакомиться с тем, что будет происходить, но и выработать определенные меры, чтобы устранить негативные последствия, связанные с изменениями пошлин.
Какие задачи НКПак считает сегодня первоочередными?
Задачи, которые ставит перед собой НКПак, следует разбить на две группы. К первой можно отнести общеотраслевые, решение которых будет способствовать успешной деятельности и развитию всей российской индустрии упаковки. Среди них проблемы, которые невозможно решить силами отдельно взятого предприятия или организации. Это и совершенствование таможенной политики в сфере упаковки, и взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, а также разработка технических регламентов и других нормативов, аналитическая работа, образовательная, выставочно-ярмарочная, международная деятельность и многое другое. Эти вопросы требуют дальнейшей консолидации усилий и возможностей предприятий, работающих на упаковочном рынке. Мне представляется, что предприятия российской упаковочной индустрии в любых, даже не очень простых условиях, должны участвовать в отраслевых процессах, нести ответственность за развитие всей нашей отрасли, стремиться к добросовестной конкуренции, что, в свою очередь, вернется к ним новыми возможностями для развития своего бизнеса.
Этому будет способствовать участие в деятельности НКПак, объединяющей сегодня ведущие предприятия, ряд отраслевых ассоциаций, институтов, средств массовой информации и накопившей определенный опыт в решении таких задач. В конце 2013 года от ряда предприятий поступили заявления о приеме в НКПак, что отображает растущее стремление активно участвовать в решении задач и проблем, стоящих перед отраслью.
Что же касается так называемых внутренних задач НКПак, касающихся в первую очередь ее членов, то это продолжение и повышение уровня информационно-аналитической работы, расширение взаимовыгодных контактов с производителями сырья и потребителями упаковки, поиск инвесторов, обеспечение участия членов НКПак в отраслевых выставках и конкурсах, в том числе на льготных условиях. В ряде случаев – выполнение поручений отдельных участников НКПак. Здесь хотелось бы добиться большей активности наших членов, так как зачастую возможности и потенциал конфедерации не используются в полной мере. В 2014 году нам также необходимо активизировать работу экспертного совета НКПак.
В 2014 году НКПак планирует организацию и проведение значительного числа мероприятий, направленных на решение обозначенных задач. Среди них – ряд конференций и круглых столов, участие в международных выставках «Упаковка/УпакИталия – 2014», «RosUpack-2014», «ПродЭкспо-2014» и организация их деловых программ, проведение конкурса на лучшую упаковку «ПродЭкстраПак».
В 2014 году заканчивается переходный период вступления в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки». Очевидно, будет принят федеральный закон, касающийся отходов производства и потребления. Конфедерация активно участвовала в их обсуждении и подготовке поправок и замечаний. Надеюсь, они будут учтены в их окончательной редакции. Мы стремимся к повышению авторитета НКПак на международной арене, усиливая свое участие в деятельности Всемирной упаковочной ассоциации (WPO), в главном мировом конкурсе на лучшую упаковку WorldStar Awards. Предстоит развитие контактов с упаковочными союзами стран Таможенного союза и ЕЭК. В мае 2014 года пройдет крупнейшая выставка по упаковочной тематике «Интерпак-2014». НКПак примет участие в ее работе и будет содействовать ее посещению, а также других международных выставок российскими специалистами.
Вы говорили о поправках в техрегламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», который вступил в силу в 2012 г. Насколько положения этого документа соответствуют требованиям рынка?
С момента вступления в действие этот регламент претерпел ряд изменений, в том числе положительных. Учтены и поправки, подготовленные НКПак. Очень активно работали промышленные потребители упаковки. Документ совершенствуется. В 2014 г. заканчивается переходный период применения регламента, поэтому очень важно, чтобы все необходимые поправки к нему были приняты. Конечно, здесь надо вести речь и о регламенте, касающемся материалов, используемых в производстве упаковки, которая контактирует с пищевыми продуктами. Мы считаем, что должен существовать отдельный технический регламент, касающийся сырья и материалов, которые используются в производстве упаковки. В Европе подобный документ относительно используемого сырья был принят в 2011 г.
Что Вы можете пожелать участникам и гостям выставки «Упаковка/УпакИталия»?
Если говорить о выставках, прошедших в 2013 году, то необходимо отметить международную выставку FachPack в Нюрнберге (Германия). Она стала настоящим праздником упаковщиков. Были представлены образцы всех видов упаковки: картонная, полимерная, стеклянная, металлическая, комбинированная и другие. На ее фоне появившиеся в последнее время необоснованные разговоры и в прессе, и в органах управления о «страшном» вреде тех или иных упаковочных материалов, о необходимости их запрета и т.п. выглядят просто неуместными. Поэтому мы ждем от выставки «Упаковка/ УпакИталия 2014» помимо демонстрации возможностей современных упаковочных материалов, изделий и оборудования серьезного разговора о важности этой отрасли, ее влиянии на развитие всей экономики, в первую очередь – перерабатывающей промышленности и потребительского рынка. Организаторы выставки подготовили отдельный проект «Мир упаковочных решений», способствующий расширению участия в ее экспозиции отечественных производителей упаковочных изделий. И, конечно, хочется пожелать им успеха. «Упаковка/УпакИталия 2014» практически открывает выставочный сезон для упаковщиков. И от ее работы и результатов во многом зависит, как в 2014 году будет развиваться российский упаковочный рынок, какие тенденции будут определять спрос на упаковку и чем ответят на это ее производители. Надеюсь, что определяющей тенденцией станет совершенствование отечественного упаковочного бизнеса и повышение конкурентоспособности занятых в нем предприятий.
Источник: Unipack.ru